Два колеса, маломощный двигатель и один потенциальный участник ДТП в качестве водителя – это скутер. Данное переходное звено эволюции между велосипедом и мотоциклом уверенно возглавляет хит-парады дорожного травматизма. При скорости чуть ниже машины скутеристы имеют защиту на уровне пешеходов, то есть никакой, учитывая их патологическую способность ездить вне всяких правил дорожного движения и маневрировать внутри пробки, лишь немного снижая скорость, за что эту публику дружно и искренне не любят автомобилисты.
Яркая информационная листовка – как тревожный сигнал. С самого утра новооскольские волонтеры вместе с сотрудниками ГИБДД вышли на улицы, чтобы раздать несколько сотен памяток потенциальным скутеристам, велосипедистам и их родителям. Акция "За безопасное движение" напоминает: на дорогу запрещено выезжать детям до 14 лет на велосипеде, а за руль скутера и вовсе можно садиться, только когда исполнилось 16. Прохожие к акции относятся с пониманием и даже предлагают собственные способы профилактики ДТП.
Виталий Тарасов, инспектор по пропаганде отделения ГИБДД ОВД по Новооскольскому району, рассказал: "Такие памятки предоставлены во все магазины Нового Оскола, которые занимаются продажей велосипедов и скутером, чтобы продавцы напоминали покупателям о правилах".
За прошлый год в Белгородской области зарегистрировано 124 дорожно-транспортных происшествия с участием скутеров и мопедов. В результате погибло 16 человек, а это в два с половиной раза больше по сравнению с 2010 годом. Возможно, причина кроется в том, что скутеры, мопеды и мокики не регистрируются, не проходят техосмотр, не имеют полиса ОСАГО и лишить их обладателей водительских прав тоже нельзя просто за отсутствием таковых. Чтобы хотя бы частично компенсировать этот пробел, белгородское управление ГИБДД выступило с инициативой специального лекционного курса для обладателей мототехники. Первая подобная лекция прошла в Корочанском отделении ДОСААФ.
– Стимулом для этих занятий служит справка, которую мы даем по окончании курса, – отметила Елена Чеченева, старший инспектор по особым поручениям управления ГИБДД УМВД области, руководитель отдела пропаганды УМВД ГИБДД по Белгородской области. – Она, конечно, не является привилегией в нарушении правил дорожного движения, но может послужить некоторым подспорьем в общении с сотрудником госавтоинспекции или инспектора ПДН.
Лекционный курс разработан Белгородской региональной автошколой ДОСААФ. Его слушателям предлагают пройти теоретическую часть государственного экзамена, а кто ответит безошибочно – сдать на права категории "А".
Роману Ярёменко сейчас 16. Скутером управляет с 12 лет. Но даже с таким водительским стажем в квалификационных билетах допускает целых три ошибки. "Это мой третий по счету скутер, – говорит Роман, – навыки вождения уже есть, много езжу на нем, ан каникулах вообще постоянно. Если введут получение прав на управление скутером сделают обязательным, мне не страшно, я уверен, что экзамены сдам без проблем".
А вот самый пожилой слушатель лекций среди корочанцев – 75-летний житель села Погореловка Михаил Сергеевич Мирошников – в своих силах не уверен. Стаж вождения имеет маленький, приобрел его благодаря японскому скутеру, который купил два года назад.
Курсы для скутеристов пройдут во всех районах Белгородской области и абсолютно для всех желающих. Кроме сотрудников автошколы ДОСААФ, заниматься со слушателями будут ребята из белгородского скутерклуба "Хоккерс". Его президент – опытный водитель Павел Медведев – объяснит особенности движения на мопедах в темное время суток, в дождь, а также основные правила, которые должен знать и соблюдать водитель скутера.
– На водителе обязательно должен быть шлем и по возможности, конечно, дополнительная защита – "черепаха", наколенники. Нужно держаться правее и желательно думать за всех, кто на дороге, и за пешеходов тоже, – сказал Павел Медведев.
Официальный экзамен на получение водительских прав или неофициальные лекции? Чтобы вооружить скутериста знаниями правил дорожного движения, все средства хороши. Пока же потенциально опасное двухколесное транспортное средство живет на дороге по своим правилам. Точнее, вне всяких правил.