В посёлке Пролетарский Ракитянского района есть особенный дом. Тут живёт ветеран Александр Тарасович Скирдин. В свои 96 он жмёт руку покрепче молодых. Дедушка держит себя в форме.
У Александра Тарасовича всегда порядок, хотя работы в своём доме мало не бывает. Есть у ветерана и огород, выращивает всего по чуть-чуть.
«Малина, чёрная смородина, слива есть. А потому что организму нужны витамины и всё прочее», – рассказал ветеран.
Александр Тарасович родился в Хотмыжске Борисовского района. На фронт ушёл подростком, не было и 18. Поначалу даже брать не хотели, настоял.
«Нас готовили значит. Вот старшина на лугу гоняет: «Раз-два! Взять ножку! Левой-левой». А дед на лугу корову пас: «Что ты им разкаешь? Они винтовку в руках не держали, завтра на передовую пойдут! Там научаться», – вспомнил Александр Скирдин.
Осваивать военное ремесло и правда пришлось на фронте, определили артиллеристом. Сложнее всего, вспоминает Александр Тарасович, было выспаться.
Томаровка, Борисовка, Грайворон – воевал на родной земле. Может поэтому пуля его не нашла.
На богатой орденской планке ветерана можно заметить серо-голубую ленту – медаль за отвагу. О том, как получил её, Александр Тарасович вспоминает с улыбкой.
«Окопались, начали дремать, утром только развиднелось, глядь, а на нас идёт колонна немцев, не видно конца и края. Постреляли по той колонне, они врассыпную. Окружают. Мы затвор вынули, пушку бросили, сами, дай боже, ноги уносить. В конце этого поля артполк стоял, промолотил, дым разошёлся, смотрим, никого там нет. Говорим: «Ладно, теперь пойдём по своим следам назад». Достали затвор, поставили, пушка целая, кругом фрицы лежат. Приходит командир полка: «А как оно дело было? И вы целы, и пушка, и вы целы, и фрицы вокруг лежат». Мы говорим, пока можно было, стреляли, а потом затвор вынули, в снег бросили и бежать. Думаем: «Живы будем – найдём». Пришли, лежат. Дали медаль за отвагу тогда», – вспоминает Александр Тарасович.
Война застала его мальчишкой. Домой в Хотмыжск вернулся уже мужчина, сильные руки которого очень пригодились в родном селе. Много лет Александр Тарасович трудился на железной дороге, а с выходом на пенсию продолжил созидать.
У шестерых внуков и семерых правнуков ветерана много поводов гордиться дедом. Он пережил оккупацию, прошёл пол Европы, встал на ноги, после того как осколок снаряда перебил ему позвоночник. Но самое главное – он человек. Тот самый, который с большой буквы.
«Родина одна, и жизнь у каждого из нас одна. И каждый человек должен свою жизнь прожить подостойнее, чтобы добрая память у потомков осталась. Память останется и у разрушителя, и у созидателя. Надо быть созидателем, чтобы хорошая память осталась», – сказал Александр Скирдин.