Нехватка специалистов рабочих профессий – такова тенденция сегодняшнего российского рынка труда. Белгородская область предложила собственное решение – объединить систему профобразования и сферу реального бизнеса, будущих специалистов и потенциальных работодателей. Пионером в этом белгородском ноу-хау выступила компания "Агро-Белогорье". К аграриям готовы подключиться и представители других отраслей экономики. Так, в старооскольском техникуме строительства транспорта и ЖКХ за стол переговоров сели дорожники.
Будущих механиков здесь обучают вот уже не одно десятилетие. Правда, есть небольшая поправка: раньше эта мастерская принадлежала старооскольскому профессиональному училищу, а теперь техникуму строительства, транспорта и ЖКХ. С изменением статуса здесь решили изменить и подход к обучению, а также начать подготовку так называемых дефицитных специалистов для дорожно-строительной отрасли.
Николай Осипов, директор Старооскольского техникума строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, председатель совета директоров начального профессионального образования Белгородской области, отметил: "Нам необходимо создать соответствующую материально-техническую базу. Для нас это абсолютно новая отрасль, поэтому будем все начинать с нуля. В Белгородской области всего одно учебное заведение, которое готовит специалистов этой отрасли – оно находится в Белгороде. Я надеюсь, что такое учебное заведение появиться и в Старом Осколе".
Поэтому сегодня сюда и были приглашены руководители практически всех дорожно-строительных организаций Белгородской области. Ведь перестроить систему обучения возможно только с помощью самих потенциальных работодателей. Причем такое патронатство они рассматривают не как благотворительность, а как долгосрочные инвестиции в самое ценное, что есть в организации – персонал.
– Мы хотим, чтобы техникум по нашим заявкам, по заявкам дорожных предприятий готовил специалистов по целевым направлениям. Чтобы те дети, которые придут сюда учиться, уже знали, что их ждет рабочее место, куда они вернутся после получения образования, – сказала генеральный директор ООО «Белдорстрой» Николай Степашов.
Такое уже практиковалось в советское время. Строительные тресты брали шефство над училищами, помогали обучать, а затем трудоустраивали у себя выпускников. Выигрывает и учебное заведение, студенты которого востребованы, и сам трест, получая подготовленных по целевому заказу специалистов.
Вопросов в этой сфере пока больше, чем ответов: слабая материальная и кадровая базы учреждений профтехобразования; законодательно непрописанная схема взаимных обязательств студента, работодателя и ПТУ; нежелание самих предприятий брать на себя лишнюю обузу. Однако другого пути нет. Средний возраст белгородских дорожников – 45–50 лет. Отрасли насущно необходимы молодые профессиональные кадры.