В Белгороде уходит эпоха троллейбусов. Сегодня они курсируют по трём маршрутам. Одни говорят о дороговизне содержания такого транспорта, другие – об экологии, кто-то сетует на медлительность троллейбусов, некоторые – ценят за безопасность. Но мало кто видел, как и где обслуживают «рогатый» транспорт, в каком состоянии вспомогательная техника и оборудование.
Почти весь транспорт на площадке троллейбусного парка давно не на ходу. Раньше на маршрутах было до 150 машин, сегодня – около 20. Предприятие в процессе банкротства. Только в прошлом году убытки составили почти 40 млн рублей. На поддержание работы троллейбусов потратили более 100 млн. Сегодня нет средств, чтобы привести в порядок даже помещения, в которых работают люди.
Инфраструктуру не обновляли годами. Менять необходимо всё, вплоть до машин аварийной службы. Сотрудники стараются держать их на ходу, но это становится сложнее. А работать нужно без перерыва.
Оборудование на одной из троллейбусных подстанций похоже на музейные экспонаты. Каждый день подвергает себя опасности Нина Бойко. 40 лет работает энергодиспетчером. Несмотря на трудности, всё равно любит свое дело, старается, по сути, за 24 человек. Раньше в каждой подстанции было по 4 сотрудника, а сегодня она одна обслуживает 6 подобных электроустановок. Реанимирует троллейбусы, если их закоротило и они отключились от контактной сети.
«Только вручную переключения. Вот где-то стоит троллейбус, стараешься быстренько такси сейчас вызвать и ехать. Неудобство, конечно. Но стараешься скорее добраться до подстанции, чтобы сделать быстрее переключение. Люди же не будут сидеть в троллейбусе час или сколько», – сказала энергодиспетчер Нина Бойко.
Сегодня на кабельной сети множество прорывов. Для бесперебойной работы её всю необходимо менять. Но сотрудникам депо все равно сложно расставаться с любимыми троллейбусами. Они даже записали видеообращение к президенту.
Чтобы троллейбус в Белгороде жил – нужны 10 млрд рублей. За эти деньги, к примеру, с нуля получится построить несколько школ на 1 200 мест или больше 10 детских садов. Поэтому сегодня и говорят о закрытии троллейбусных маршрутов. Но люди не должны остаться без работы. Именно это сейчас главное, уверен губернатор.
«Здесь не может быть ни одного человека, у которого произойдут изменения в худшую сторону с точки зрения работы или заработной платы», – сказал губернатор.
Сотрудникам предложит новую работу администрация Белгорода и ЕТК. Водители могут бесплатно переквалифицироваться и выйти на привычные маршруты, только за рулём автобусов. Такое решение уже приняли несколько человек. Есть и другие вакансии: слесари, механики, диспетчеры, обслуживающий персонал. Вариантов для трудоустройства много.
Важно, что на смену троллейбусам придет не менее экологичный транспорт. Он уже есть в резерве.
«На природном газе метан. Они по экологии не сильно отличаются от троллейбусов. Чтобы электроэнергию выработать, тоже же нужно сжечь метан, мы же это понимаем, просто в другом месте. Высокий класс экологичности, они с кондиционерами, по размеру не меньше», – подчеркнул замгубернатора Владимир Базаров.
Планируют, что троллейбусы перестанут курсировать в областном центре с 1 июля. Уходит эпоха. Но сейчас куда важнее соответствовать вызовам времени, думать о безопасности людей и, конечно, рационально планировать бюджет.