Решить проблемы детей с расстройством аутистического спектра (РАС) возможно только при системной работе вместе с родительским сообществом и некоммерческими организациями. Такова позиция губернатора области Евгения Савченко. Чтобы объединить усилия, сотрудники профильных департаментов пригласили родителей детей с аутизмом и представителей некоммерческих организаций на совместную стратегическую сессию.
Сейчас в Белгородской области около 150 тьюторов, работающих с детьми-аутистами. В школах Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Валуек созданы 15 ресурсных классов, еще 7 специальных групп – в детских садах. Если считать на душу населения, показатели сопоставимы с Воронежской областью, которую эксперты называют одним из лидеров в стране по сопровождению детей с РАС. Работа была начала несколько лет назад. Первые классы открылись еще в 2016 году.
«В каждом ведомстве, будь то департамент здравоохранения или департамент образования, реализуются свои проекты, связанные с этой тематикой, с поддержкой таких деток. Но мы понимаем, что комплексное решение проблемы лежит в межведомственном взаимодействии, в единой системе», – отметила начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина.
Именно о системной работе говорил губернатор Евгений Савченко на встрече с родителями детей с аутизмом и представителями общественных организаций. В ее основе должен лежать открытый диалог. Работа в формате мозгового штурма – лучший тому пример. По секциям проблему обсуждают специалисты от медицины, образования, соцзащиты, родители и представители профильных фондов и объединений.
В одной из групп обсуждалась методика социализации «Тренировочная квартира» – площадка, где детей старшего возраста могли бы учить самостоятельности в повседневных делах. К сожалению, сами родители с такой задачей зачастую не справляются. Потенциальный проект требует около 10 млн рублей.
«Во многих регионах, где развиты такие проекты, они финансируются за счет некоммерческих организаций, грантов и так далее. Мы хотим, чтобы данное направление, данный проект финансировался за счет Белгородской области», – пояснил председатель регионального отделения всероссийской организации родителей детей-инвалидов Владимир Тараненко.
Для этой методики, как и для других, нужны специалисты. Цель – выстроить модель повышения квалификации. И речь не просто о переподготовке, а о доведении навыков до уровня супервизоров – чтобы и с детьми работали, и коллег могли научить. Идеи, рожденные в совместном обсуждении с родительским сообществом, будут доработаны до конкретных проектов.
«Проекты будут представлены на экспертных отраслевых комиссиях тех департаментов, которые курируют данное направление. Затем проекты будут сформированы в региональный портфель проектов по работе с этой категорией детей. Администрирование данных проектов будут вести сотрудники областного проектного офиса. Старт предполагается в марте 2020 года», – отметила начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ирина Кирилова.