Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

С белгородского на русский. Борона-суковатка, рогач и пральник

С белгородского на русский. Борона-суковатка, рогач и пральник

«Баба с рогачом – хоть на медведя», – говаривали раньше. Это приспособление уже отслужило свой век, и найти его теперь можно лишь в качестве экспоната краеведческого музея. И не только его. Былые помощники в домашних делах – всевозможные инструменты, которые уже перестали быть востребованными – теперь служат напоминанием о прошлых временах. Давайте мысленно вернемся в прошлое и окунемся в старый крестьянский быт.

Что же такое уже упомянутый нами рогач? В белгородских селах так называли всем знакомый ухват, с помощью которого наши предки ставили в печь тяжелые чугуны и горшки. В западных регионах ухват называют емки. На севере – ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват, ручник. А вот на юге России его называли рогачем.

Рогач выковывали в деревенской кузнице из клинообразной пластины. Полученные из нее полоски разводили в стороны и сгибали в незамкнутое кольцо, диаметр которого соответствовал размеру чугунка. Кончики этого приспособления не должны были царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны. В доме всегда было несколько рогачей разного размера – каждый под свою посуду.

крестьянский инвентарь

Интересно то, что с рогачем управлялись только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Кроме того, рогач использовался и в различных обрядах. Например, в старину браки часто совершались по договоренности родителей жениха и невесты, и будущий супруг впервые видел свою суженую только во время венчания. Венчанию предшествовал такой обряд: мама жениха снимала с будущей невестки покрывало, что означало прощание с девичеством. Подготавливая молодую к семейной жизни, она читала наставления, во время которых использовала кнут, сковородник, палку, пирог и рогач. Каждый из этих предметов был призван оберегать семью. Рогач символизировал защиту от злых сил.

За годы работы у печи хозяйка училась профессионально управляться ухватом. Отсюда и поговорка «баба с рогачом – хоть на медведя». И здесь нет преувеличения: пусть не от медведя, но, по воспоминаниям старожилов, от волков селянкам рогачом отбиваться приходилось.

Еще одно интересное приспособление, утратившее свою роль в современности, но такое необходимое для хозяек дома в прошлом – пральник. Это слегка изогнутая деревянная пластина с ручкой для выколачивания и полоскания белья на водоеме. У него есть масса других названий: варда, колотилка, лапта, валек или, как говорят в Валуйском районе, вилек. Но в западных районах области его называли пральник. Первое упоминание о нем относится к Х веку. С большой долей вероятности можно предположить, что изначально такая колотушка для белья называлась именно пральник, что созвучно старославянскому «прати» – стирать.

За десять веков существования этот предмет сельского быта мало изменился, совершенствовались лишь его детали. Для его изготовления использовалась древесина лиственных пород – березы, липы, осины. Из полена вырезали заготовку, затем выстругивали поверхности до гладкого состояния.

Делали пральник индивидуально, с учетом вкуса и физических данных будущей хозяйки. А использовали его так: белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой, укладывали комом на доски лавки или стола и, держа пральник за ручку, колотили нижней поверхностью по кому белья, пока деревянная колотушка не выбивала из кома белья всю жидкость. Затем прополаскивали в чистой воде, и повторяли выколачивание белья до тех пор, пока оно не станет чистым. Согласитесь, нам, привыкшим к такому удобству, как стиральная машина, трудно было бы устроить стирку с помощью пральника.

пральник

Пральник был не только настоящим помощником в быту, но и хорошим подарком. В селах парни часто дарили его своим девушкам. При этом украшали пральник резьбой и росписью. Селяне старались превратить его в настоящее произведение народного декоративного искусства. Узорные колотушки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища.

Совсем другим был раньше и сельхозинвентарь. Старожилы белгородских сел рассказывают, что в трудные послереволюционные годы землю обрабатывали простейшей бороной-суковаткой. Заброшенные поля приходилось выжигать, а покрытую золой почву можно было обработать подручными средствами:

Борона-суковатка – древнейший сельскохозяйственный инструмент. По сути, это еловое бревно с необрезанными сучьями, которое волочили за лошадью, привязав за верхний конец. Но даже такая простейшая вещь со временем совершенствовалась – к XIX веку она состояла уже из нескольких боронниц с сучками длиною до 70 см. Сучки постепенно снашивались, и высота бороны уменьшалась. Гибкие длинные сучья позволяют бороне «играть» из стороны в сторону – обходить пни и большие камни.

На Белгородчине такую борону делали из ракиты. Это упругое дерево больше подходило для обработки черноземов. При всей примитивности суковатку можно было приспособить под любую почву, укоротив сучки. Со временем стали использовать для обработки почвы не все дерево с сучьями, а мастерить суковатку с двумя-тремя зубьями.

Однако уже через год после выжигания земля становилась твердой, и суковатка ее «не брала». Тогда из ствола цельного дерева мастерили соху. А отслужившая борона-суковатка годилась только для сбора сорняка. Сегодня этот инструмент можно увидеть разве что на фотографиях.

Читайте другие материалы цикла «С белгородского на русский»:

С белгородского на русский. Кулинарные традиции

С белгородского на русский. Сельская изба

С белгородского на русский. Коминь, груба и шесток

С белгородского на русский. Образ кукушки в народной культуре

С белгородского на русский. Карагод, пырка и цурка

С белгородского на русский. Стан, дерюга и заполочь

Фото: из фондов Белгородского государственного музея народной культуры