Фото: «Мир Белогорья»
Как вспоминают старожилы с. Грушевка Волоконовского района, кукование кукушки ассоциировалась не только с отпущенными человеку годами, но и с материальным достатком.
В русском народном календаре кукушке посвящен отдельный праздник. Он традиционно отмечается во второе воскресенье после Пасхи славяне и имеет второе название – День кумления. В этот день девушки, еще не имевшие детей, могли устанавливать между собой духовные связи для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни, прыгали через ритуальный костер и устраивали небольшое символичное пиршество.
Кроме загадывания на кукование, в Белгородской области совершались символическое крещение и похороны. В обряде участвовали девушки и молодые женщины, не имевшие детей. Ими обычно руководила пожилая женщина, нередко вдова. Во время обряда изготавливалась ритуальная кукла, называемая кукушкой. Жительницы Фощеватого ее делали так:
А в соседней Афоньевке, по воспоминаниям старожилов, все было проще.
На Белгородской области в обряде участвовали две куклы, изображающие брачную пару: «кукушку» одевали в девичью одежду, а «кукуля» – в мужскую. Особенностью обряда было шествие девушек с «кукушкой» по деревне. Во время обхода они собирали с каждого жителя по яичку или деньги для своей трапезы. В завершении обряда «кукушку» бросали в воду, прятали или зарывали в землю. Время и место проведения обряда, а также саму «кукушку» девушки тщательно скрывали от всех жителей деревни, особенно от парней, которые старались найти и разорить куклу. Через некоторое время девушки отправлялись «смотреть кукушку», при этом забирали лишь ленточки и другие значимые украшения, которые в дальнейшем могли использоваться в обрядах на укрепление семьи.
А еще существовало поверье, что кукушка, прекратив к осени свое кукование, обращается в ястреба или коршуна. С этими поверьем соотносится русское фразеологическое выражение «променять кукушку на ястреба», обозначающее невыгодный обмен.