И начнем, пожалуй, с яркого события этой осени, которое прославило нашу область на всю страну – «Узорного хоровода». В сентябре текущего года в рамках этого народного фестиваля было установлено целых два мировых рекорда – по количеству участников гуляния и длине узорной косы хоровода.
Почему мы об этом вспомнили? Да просто раньше в наших селах большой популярностью пользовался так называемый карагод – обрядовый хоровод. Каждому празднику, смене времени года, историческому событию в русских селах придумывали свой особенный хоровод. В круговом массовом танце разыгрывались сцены из истории и крестьянского быта. Участники, сменяя друг друга и подпевая сами себе, могли танцевать часами. Но в наших селах у этого развлечения есть свои особенности.
Фестиваль «Узорный хоровод – 2016». Фото: «Мир Белогорья»
Во-первых, в белгородском карагоде используется пересек – это карагодная пляска, в которой выбивается ногами два или три разных ритмических рисунка. Участники, пританцовывая и подпевая, двигаются по кругу против солнца и по команде заводилы – наиболее одаренного плясуна – все приостанавливаются и поворачиваются лицом в центр круга. Большая часть исполнителей выбивает простую дробь. А на нее накладывается более сложный ритмический рисунок, который выбивают сразу несколько человек.
Во-вторых, в белгородских селах участниками карагода считают не только исполнителей, но и зрителей. В какой-то момент все участники включаются в единое действие, подхватывая песню и выбивая ногами все более замысловатый ритм, превращают праздник в настоящий белгородский карагод.
Перейдем к другим русским забавам. Несмотря на большой объем домашней работы – а в крестьянских семьях с 12 лет мальчики умели запрягать лошадей и колоть дрова, а девочки доили коров и работали за прялкой – время для игр всегда находилось. Причем, как утверждают старожилы волоконовского села Белый Колодезь, участвовали в забавах не только дети, но и взрослые:
Пырки – это та же игра в колечко, в которой ведущий старался незаметно для других подложить кольцо в ладони прочих участников. Такие сидячие игры были главным развлечением, когда взрослые и дети, набившись в натопленную хату, долгими зимними вечерами коротали время при свете лучины. В теплый сезон игры естественно переносились на улицу. Предоставленные сами себе дети давали выход своей энергии уже в подвижных играх. Вот как об этом вспоминают грайворонские старожилы:
Цурка нам известна под названием «чижик». Здесь широкой лопаткой – битой – нужно было вначале поднять, а потом отбить чижик – короткую заостренную с двух сторон палку. В некоторых деревнях эту игру называли клёп.
Развлечением для деревенской детворы в прошлом были и самодельные игрушки. Для самых маленьких лепили глиняных зверушек. Иногда их делали в виде свистулек и вешали карапузам на шею. Так, по свисту малышей было легче отыскать на большом подворье. Повзрослев, ребята мастерили из прутиков лошадок, а девочки сворачивали стаканчики из бересты. Но главными поделками были мячики и куклы. С куклами было проще – материал был под рукой, да и мамы, по воспоминаниям жительниц волоконовского села Белый Колодезь, готовы были поддержать своих дочерей:
Фото: Иван Иванов
А чтобы сделать мячик для игры в лапту, приходилось идти на конфликт:
Но когда был готов мячик и вырезаны в виде небольшого весла биты, можно было играть в самую любимую сельскими детьми игру – русскую лапту.
Сегодня на деревенских улицах уже вряд ли встретишь детвору, занятую подобными развлечениями. А о пырках и цурке помнят разве что наши дедушки и бабушки. Но окунуться в колорит русских забав все же можно и сейчас. Так, например, еще в прошлом году в Борисовке открылся клуб русских игр «За! Валенки!». Да и кто мешает вам собраться с друзьями и поиграть в пырку? Тем более теперь вы знаете, что это такое.
О том, какими еще диалектными совами пестрит речь сельских жителей Белгородской области, читайте в нашем материале «С белгородского на русский. Стан, дерюга и заполочь».