Начнем мы с рассказа о ткацком производстве. Хотя, производство – это, конечно, громко сказано, ведь раньше все делалось вручную и для личных нужд. Так, например, в крестьянских семьях практически вся домашняя одежда для каждого из домочадцев была пошита из материи, сотканной самостоятельно.
На юге России домотканное полотно делали из волокон конопли. Процесс этот был длительный и кропотливый. Для этого скошенную коноплю сбрасывали на несколько недель в ближайший водоем, потом мяли, вычесывали, а затем специальной рамкой – сновалкой – расправляли нити, и долгими зимними вечерами стук ткацкого станка сулил всем домочадцам обновки. Сам станок – он же стан – был устроен довольно просто. Сельскому плотнику было посильно соорудить его из подручных материалов. Воспоминаниями об этом делятся белгородские старожилы:
С ткацким мастерством связаны еще два понятия, которые вряд ли знакомы современному поколению – дерюга и рядно. Но вот у старшего поколения дерюга может ассоциироваться со старой потрепанной тряпкой, а вот рядно напоминает накидку или же покрывало. Есть ли разница между этими понятиями? И если есть, то в чем? Вот, что об этом говорят старожилы села Ураково Красненского района:
Дерюгой на селе называли отрез грубой ткани. В наш регион, вероятно, это слово попало с переселенцами из более северных районов, где так называли льняное полотно. Лен при обработке расчесывали или драли огромными гребнями – отсюда и название. В дерюги со временем попадали снятые с образов или отслужившие на кухне рушники, ветхое постельное белье и вообще все, что еще могло послужить в хозяйстве. Самые яркие ткани распускали на длинные цветные лоскуты и плели из них пестрые половики или дорожки, которые и сейчас можно встретить в уютных сельских домах.
В юго-западных районах нашей области чаще говорят рядно – от слова «рядить». Когда волокна для ткани вычесывали, нити ложились красивыми рядами. Так, один и тот же отрез называли по-разному. Но как ни назови – рядно или дерюга – в любом белгородском селе вас поймут правильно.
Мало было просто выткать полотно для одежды, нужно было его еще и украсить. В селах Грайворонского района, например, можно услышать фразу «рубаха вышита червоною заполочью». Червона заполочь – это нитки для вышивания, которые использовали для оформления национального костюма жители Малороссии, а впоследствии – Слобожанщины, в состав которой входил наш регион. Вспоминают старожилы села Ивановская Лисица:
Палитра национальной одежды жителей Восточной Украины состояла из трех цветов – белого, черного и красного. Белая рубаха символизировала чистоту, красная вышивка – энергию солнца, черная считалась символом земли и плодородия. Кроме того, использовался и особый рисунок. Так, геометрические орнаменты считались мужскими, а растительные – женскими.