Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


С белгородского на русский. Стан, дерюга и заполочь

С белгородского на русский. Стан, дерюга и заполочь

Совсем недавно в эфире радио «Мира Белогорья» дебютировала программа Олега Денисенко «С белгородского на русский». Из нее слушатели узнают о словах и выражениях, которые понятны только местному населению, а приезжих в нашу Белгородскую область порой могут вогнать в ступор. Самые интересные и необычные диалектизмы – в нашем новом цикле, созданном по мотивам радиопрограммы.

Начнем мы с рассказа о ткацком производстве. Хотя, производство – это, конечно, громко сказано, ведь раньше все делалось вручную и для личных нужд. Так, например, в крестьянских семьях практически вся домашняя одежда для каждого из домочадцев была пошита из материи, сотканной самостоятельно.

вышивка на одежде

На юге России домотканное полотно делали из волокон конопли. Процесс этот был длительный и кропотливый. Для этого скошенную коноплю сбрасывали на несколько недель в ближайший водоем, потом мяли, вычесывали, а затем специальной рамкой – сновалкой – расправляли нити, и долгими зимними вечерами стук ткацкого станка сулил всем домочадцам обновки. Сам станок – он же стан – был устроен довольно просто. Сельскому плотнику было посильно соорудить его из подручных материалов. Воспоминаниями об этом делятся белгородские старожилы:

С ткацким мастерством связаны еще два понятия, которые вряд ли знакомы современному поколению – дерюга и рядно. Но вот у старшего поколения дерюга может ассоциироваться со старой потрепанной тряпкой, а вот рядно напоминает накидку или же покрывало. Есть ли разница между этими понятиями? И если есть, то в чем? Вот, что об этом говорят старожилы села Ураково Красненского района:

Дерюгой на селе называли отрез грубой ткани. В наш регион, вероятно, это слово попало с переселенцами из более северных районов, где так называли льняное полотно. Лен при обработке расчесывали или драли огромными гребнями – отсюда и название. В дерюги со временем попадали снятые с образов или отслужившие на кухне рушники, ветхое постельное белье и вообще все, что еще могло послужить в хозяйстве. Самые яркие ткани распускали на длинные цветные лоскуты и плели из них пестрые половики или дорожки, которые и сейчас можно встретить в уютных сельских домах.

В юго-западных районах нашей области чаще говорят рядно – от слова «рядить». Когда волокна для ткани вычесывали, нити ложились красивыми рядами. Так, один и тот же отрез называли по-разному. Но как ни назови – рядно или дерюга – в любом белгородском селе вас поймут правильно.

Мало было просто выткать полотно для одежды, нужно было его еще и украсить. В селах Грайворонского района, например, можно услышать фразу «рубаха вышита червоною заполочью». Червона заполочь – это нитки для вышивания, которые использовали для оформления национального костюма жители Малороссии, а впоследствии – Слобожанщины, в состав которой входил наш регион. Вспоминают старожилы села Ивановская Лисица:

Палитра национальной одежды жителей Восточной Украины состояла из трех цветов – белого, черного и красного. Белая рубаха символизировала чистоту, красная вышивка – энергию солнца, черная считалась символом земли и плодородия. Кроме того, использовался и особый рисунок. Так, геометрические орнаменты считались мужскими, а растительные – женскими.