Сегодня отмечается Международный день кино. Праздник есть, но повод поговорить об индустрии не радужный. Российские кинотеатры сейчас в сложном положении: убыток отрасли на начало декабря – 4,5 млрд рублей, а выбор фильмов на онлайн-площадках сократился в разы. Как в такой ситуации работают белгородские кинотеатры и какие меры необходимо принять?
С уходом зарубежных гигантов индустрии, российские кинотеатры работают в убыток. Многие скажут, что голливудские фильмы не показывают, а отечественное кино не пользуется популярностью, итог – нет зрителей и денег, но не всё так очевидно. Отечественные картины смотрят и любят, но загвоздка в том, что их мало с точки зрения производства и экономического влияния на сферу.
«Кино, вроде бы как, снимается, снимать планируют его много, но для того, чтобы российское могло хоть как-то рассчитывать на самоокупаемость – нам необходимо от 350 до 400 релизов в год. То есть, это уровень голливудского конвейера, который мы не сможем даже в ближайшие годы наладить, не то, что месяцы, чтобы кинотеатры выжили», – отметил кинокритик Иван Афанасьев.
По данным исследования холдинга «Цифровое телевидение» и трекера «Кинозритель» – почти 40% россиян стали реже посещать кинотеатры после ухода западных студий, 54% – привычкам не изменили. Однако представителям индустрии от этого не легче.
«Мы не выходим даже на себестоимость. Расходники, заработная плата, оплата отопления и электроэнергии. Есть такое понятие в Америке «стоимость кресла». Для того, чтобы сеанс окупился, необходимо, чтобы примерно 15 человек посмотрело фильм», – рассказал владелец нескольких белгородских кинотеатров Сергей Пирожков.
Одна только кинопроекционная лампа стоит 80 тысяч рублей, а менять её нужно каждые 800 часов. Улучшить ситуацию могут новогодние праздники, считают сами владельцы кинозалов.
В последнее время очень популярными стали онлайн-кинотеатры, отсюда возникает вопрос: зачем нам Голливудское кино на экране, когда можно дома смотреть новинки? Но и здесь есть нюанс. Крупные студии как «Paramount» и «Universal» после начала спецоперации отказались от премьер на российских стриминговых сервисах. Другие известные зарубежные компании последовали их примеру.
Ещё в октябре РБК опубликовало статью со ссылкой на исследование информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Тогда из «Кинопоиска» пропали оскароносный «Интерстеллар», знаменитые «1+1», «Друзья» и другие фильмы. Онлайн-кинотеатр «Иви», по данным на тот период, просел на 40%, они лишились более 6 000 картин. У некоторых платформ вовсе истекают лицензии на показ архивного контента.
«Кинотеатры закрываются, а те, что не закрываются, пытаются выживать, показывая то, что называется параллельными показами, но по факту пиратский контент, который какими-то путями попадает, как мне говорят, из Казахстана. И, собственно, всё это называется частными мероприятиями, билеты можно купить только онлайн, чтобы это было невозможно, в случае чего, условно невозможно отследить. Мы в этом плане возвращаемся во времена 90-х, когда были видеосалоны, когда на палёных китайских кассетах и видеомагнитофонах показывали зарубежные боевики», – отметил Иван Афанасьев.
Кинокритик отмечает, что для решения проблемы кинотеатрам нужно разобраться с вопросами аренды или получить отсрочку. А также получить какую-то поддержку на рекламу релизов. В свою очередь, владельцы кинотеатров предлагают другой ответ западным санкциям.
«Та же самая «Ассоциация владельцев кинотеатров» с апреля предлагает вариант заполнения репертуарной сетки кинотеатров знаковыми голливудскими фильмами через бездоговорное использование аудиовизуальных произведений, но с обязательной выплатой вознаграждения правообладателям», – рассказал владелец нескольких белгородских кинотеатров Сергей Пирожков.