В России начала замедляться инфляция. Более того, на прошлой неделе Росстат зафиксировал снижение цен в среднем по потребительской корзине. Но экономисты в этой новости видят не только позитив.
Впервые с августа прошлого года в России зафиксирована недельная дефляция. Это значит, что цены стали ниже, чем были неделей ранее. Разумеется, речь идёт не о всех товарах, а об усреднённой потребительской корзине, которую анализирует Росстат и в которую входит больше 500 товаров и услуг.
Показатель недельного роста цен снижается со второй половины марта, с тех пор как была зафиксирована рекордная за последние 20 лет инфляция. Тогда её спровоцировало падение курса рубля и ажиотажный спрос. Люди спешно скупали всё нужное и ненужное в страхе, что станет ещё дороже. А далее последовала кардинальная смена поведения. Оставшиеся сбережения россияне отправили на вклады под высокие проценты, а сами перешли в режим жёсткой экономии и практически отказались от кредитов. В результате падения спроса вкупе с резким укреплением рубля мы пришли к дефляции, то есть снижению цен. Так за прошлую неделю смартфоны подешевели на 1,5 %, телевизоры – на 1 %, авиабилеты – на 3,5. Ещё сильнее динамика в овощах: огурцы стали дешевле на 9 %, а помидоры – на 4.
В среднем снижение цен по всем группам товаров и услуг пока совсем символическое – сотые доли процента. Но для экономистов это уже серьёзный сигнал, причём довольно тревожный. В то время как стране нужно наращивать собственное производство и искать новые каналы для импорта, бизнес может потерять интерес к развитию при отрицательной динамике спроса. Особенно на фоне дорогих кредитов.
Решение последней проблемы накануне приблизил Центральный банк. Он снизил ключевую ставку с 14 до 11 % годовых. Это сделано для повышения доступности кредитования как для компаний, так и для людей. Решение принято в экстренном порядке, за две недели до планового Совета директоров ЦБ. А значит, нынешний уровень экономической активности вызывает сильное беспокойство регулятора. Снижением ставки он подталкивает людей тратить деньги, а бизнес – вкладываться в развитие.