Весточки от родных – как это важно было в годы Великой Отечественной войны, как ждали заветные треугольники и боялись похоронок. Те письма сейчас – реликвии для потомков. О чём писали генералы и рядовые? О разном ли? Нам удалось сравнить содержания военных весточек.
В Валуйском округе на родине генерала армии Николая Ватутина недавно появились новые музейные экспонаты – письма полководца жене и детям. А в Алексеевке мы узнали, что писал своей семье старший сержант Алексей Кисленко.
«Милая Танюша, шлю тебе сердечный, горячий привет. Много-много и крепко-крепко целую тебя», – так начинал свои письма генерал армии Ватутин. Полководец, стратег, в этих строках он просто муж и отец, без чинов и званий.
Больше двадцати копий писем местному музею передал внук Ватутина Александр, оригиналы пока хранит у себя, не может расстаться с семейной реликвией.
Но даже копии вызывают трепет, когда задумываешься, что эти строки выводил сам Ватутин. Село, где родился полководец, переименовано в Ватутино, а дом, где жила мать генерала, теперь музей. Здесь собраны личные вещи, вехи боевого пути, форма полководца. В нём регулярно проводятся уроки мужества. Полученные письма сотрудники музея даже озвучили и наиболее яркие фрагменты включают во время экскурсий.
А у Ивана Алексеевича Кисленко в личном архиве всего одна весточка от отца. Алексей Семенович Кисленко до войны был кузнецом. Работяга, отец четверых детей, с первых дней пошёл на фронт добровольцем. Оригинала не сохранилось, только копия. Сложно разобрать почерк, но любящий сын помнит и так, что в том письме.
«Я приветствую и хочу передать привет своим детям. Береги, крепись, мы воюем. Потом уже будем по-другому жить. Мы защищаем родину. Береги детей», – цитирует Иван Кисленко строчки из письма.
Успел ли Алексей Семёнович подумать о детях в последний миг своей жизни? Теперь неизвестно. В 1943 году он погиб. Маленькому Ване было всего пять лет. Говорит, с братьями надеялись, что весть о гибели – всё же ошибка.
Увы, это ошибкой не было. Спустя годы сын даже побывал на могиле отца. Сейчас у сержанта пятеро праправнуков, и все хранят память о своём герое. Неважно полководец или рядовой, в мыслях о родном доме все они были равны. Любящие, заботливые мужья и отцы. Например, Ватутин всегда писал в конце супруге просто: «твой Коля». А между строк в этих письмах можно увидеть лишь одно: им было за что умирать – не только за большую Родину, но и за свою семью. Потому и выстояли.