В Белгородской области есть свои герои, которые не держали оружия в руках, но не побоялись противостоять врагу и встретили смерть с гордо поднятой головой. Одна из них – Елена Виноградская. За свою короткую жизнь она сделала немало для оккупированного Белгорода. Для каждого из нас. Для Победы.
Будущую героиню войны судьба «закаляла» с самого детства. Отец умер, когда девочке шёл седьмой год. Кроме маленькой Лены, в семье оставалось ещё шестеро детей.
В 1930 году, окончив «семилетку», Елена Виноградская поступила в железнодорожную школу фабрично-заводского обучения. Отучилась не без труда, не сразу. Бралась за любую работу – была токарем в паровозном депо, пионервожатой, библиотекарем. В 34-м – будущая подпольщица вступила в комсомол. А через пять лет стала секретарём партийной организации в Белгородском медучилище. В том самом, который в будущем назвали в её честь. Но с уходом советской эпохи с этих стен исчезли инициалы, которые украшали здание.
Незадолго до войны она вышла замуж и родила троих детей. Когда Белгород оккупировали, эвакуироваться было практически невозможно. Однако Елене удалось отправить мать с двумя маленькими дочками в село Киселево – к сестре. А сама подпольщица осталась в городе со старшей дочерью – Витой.
«По воспоминаниям Виты, которой тогда было 8 лет, она очень часто была в отлучках и оставляла дочку на целый день одну, несмотря на то, что город бомбили. Ей было страшно. Спустя какое-то время, Елена приняла решение отвезти и старшую дочь тоже к семье своей сестры», – говорит директор Государственного архива новейшей истории Белгородской области Александра Коломина.
Несмотря на уговоры родных, Виноградская твёрдо решила остаться в Белгороде и помогать бороться с оккупантами. Пусть, не на передовой, а в подполье. Девушка не была партизанкой, но помогала им. Медикаментами, предметами первой необходимости и даже боеприпасами. Работала с документами, писала агитационные материалы. Всё, ради общего дела.
«Патриотические листовки – их значение нельзя недооценивать. Это то, что поднимает дух народа. Кроме того, когда оставляли город Белгород, часть предприятий взрывали, чтобы они не достались захватчикам. Это дело продолжили подпольщики», – рассказала Александра Коломина.
В подполье Елена Виноградская боролась с оккупантами с конца октября по декабрь 41-го. Незамеченной не осталась. Историки полагают: вероятнее всего, она находилась под постоянной слежкой. Все-таки партийная, активистка. Однажды, после очередного задания, ее схватили. По воспоминаниям матери – трое русских полицаев.
«Только 3 раза ей удалось потом увидеться с дочерью в застенках. Она её разыскала и видела её – измученную, истерзанную. И Елена рассказала, что её схватили и сразу же повели в поле. Угрожали расстрелом, били прикладами, требовали сдать партийные документы. Но она держалась стойко. И на одном из свиданий ей удалось шепнуть матери, чтобы она уничтожила партийные документы», – дополнила Александра Коломина.
За распространение листовок и хранение оружия Елену Виноградскую приговорили к повешению. 18 декабря 1941 года.
Приговор зачитывал переводчик. Вместе с подпольщицей в этот день казнили еще троих мужчин. Во дворе между кинотеатром «Победа» и Преображенским собором – на некогда Базарной площади. Вешали публично, насильно сгоняя народ посмотреть.
Тела убитых фашисты не снимали с виселиц несколько дней. Тоже для устрашения. Но как показало время – белгородцев не сломило даже это.
Парк Памяти – более известный как «Гагарина». Но тогда, во время войны, он носил имя «Дальний». Это была окраина города. Здесь немцы оборудовали окопы и огневые точки. А впоследствии, сбрасывали во рвы тела замученных и убитых. Только по официальным данным, здесь захоронено более двух с половиной тысяч человек. Среди них – и Елена Виноградская. Ей было всего 27. Но успела она немало – стать матерью для троих детей и символом смелости и несгибаемой воли для целого поколения.