Белгород – один из тех городов России, которые после Великой Отечественной восстанавливали из руин. На долю областного центра выпало многое. Война унесла не только жизни наших земляков, но и исторический архитектурный облик столицы региона. Считанное количество зданий уцелело после тех страшных лет. И сегодня об этих немых свидетелях истории знает далеко не каждый.
Одна из центральных улиц Белгорода – Попова. Здесь мы встретились с историком-архивистом. Сегодня, глядя по сторонам, едва ли поймешь, что это место особенное. Разве что нынешнее название улицы заставляет задуматься.
С самого детства Андрей Попов, следуя примеру близких родственников, хотел стать военным. В ряды красной армии попал в 1939-м, тогда ему было 18.
Стал курсантом Винницкого стрелково-пулеметного военного училища. В мае 1941-го поступил в Чкаловское танковое. Вскоре началась война.
«Белгород 24 октября 1941 года был оккупирован гитлеровскими войсками. Первый раз он был освобождён зимой 1943 года. В освобождении его принимали участие войска Воронежского фронта. В том числе 192-я отдельная танковая бригада, в которой проходил службу А.И. Попов. Он занимал должность командира взвода управления 417-го танкового взвода», – рассказал главный специалист отдела использования архивных документов государственного архива Белгородской области Александр Пчелинов-Образумов.
В наградном листе Попова сказано: 8 февраля 1943-го он первым ворвался в город, на своём танке уничтожил пять дзотов, расстрелял 50 гитлеровцев и даже будучи раненым продолжил вести бой.
В честь отважного танкиста в 1953 году на пересечении улиц Народной и Попова открыли высокий обелиск, увенчанный красной пятиконечной звездой.
А в июне 1957-го установили всем хорошо известный бюст.
На пересечении Пионерской и Ленина – нынешний Гражданский проспект – и погиб Попов. После первого освобождения Белгорода командование танковой бригады обратилось в городской совет депутатов трудящихся с просьбой увековечить имя павшего товарища. Так Пионерская стала улицей Попова.
А на Народном бульваре расположено знаковое для города здание 9-го лицея. В 1904 году в нём была женская гимназия. После революции, в начале 1920, его переквалифицировали в общеобразовательную школу. С июня 1941-го до середины сентября 1941-го это место стало военным госпиталем № 1923.
Из воспоминаний сотрудников госпиталя: «Летом 1941 года 22 июня в 10 часов утра горвоенкомат призвал сразу 3 врачей: Заикина, Смирнова, Чефранова и вручил секретные приказы о развёртывании эвакогоспиталей. Госпиталь на 200 коек был развёрнут полностью в течение двух дней и готов к приёму раненых».
«Действовал он вплоть до середины сентября 1941 года. После чего, когда уже стало заметно существенное продвижение врага, фронт стал приближаться, госпиталь был эвакуирован», – пояснил Александр Пчелинов-Образумов.
После военный госпиталь здесь развернули уже немцы. Затем его использовали, в том числе как склад. Война закончилась, но здание долго не ремонтировали. Член Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Борис Осыков в своих воспоминаниях писал: «В городе в 54-м ещё оставались не восстановленные после войны дома. И, наверное, самое приметное – здание бывшей женской гимназии. И полуразрушенное, оно привлекало красивой старинной архитектурой. Поскольку здание историческое, оно, конечно же, является объектом культурного наследия регионального значения».
Восстанавливать здание начали в 1952-м, закончили в 1957-ом. В том же году открыли среднюю школу № 9, позже она стала лицеем.
Эти и другие объекты Белгорода – хранители истории. И наш город, несмотря на всё, что пришлось пройти в Великую Отечественную, до сих пор может рассказать многое о тех страшных событиях.