Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в Рутуб
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Почему так называется?

Почему так называется?

 

О чем говорят названия на карте? И кто им дает имена? Чаще вопросов больше, чем ответов. Бекарюковский бор: что или кто такой бекарюк? Какое отношение имеет река Айдар к скачущему впереди всаднику? И кто назвал колодец Теплым? Узнай, почему так называется место, где ты живешь, пойми «язык родной земли».
Топонимические легенды в новом проекте «Мира Белогорья» «Почему так называется?» по вторникам, в 18:20. 

 

 

 

 

Почему так называется?
Телерадиокомпания «Мир Белогорья»

Комментарии  

 
#18 Николай Туркин 20.02.2014 09:53
УБЛЯ
Топонимика стоит на трех «китах» – языкознании, истории и географии. Использование только одного подхода к познанию географических имён часто приводит к курьёзам...
С другой стороны, сами названия деревень, рек и небольших городков звучат как курьёзы на грани фола: Большие Пупсы и Большой Куяж, Бухалово и Винище, Старые Черви, Высунь, Писькино, Лысая Балда, Козявкино и Отхожее… Бздюли и Задово. Блохи, Кобели и Козлы. Есть деревни Пятихатки, Бузята и Жучата, Хохотуй и Куёкнуло. В Оренбургской области рядом живут две деревни: Первая и Вторая Зубочистки. Плюс Кокаиновые Горы. Правда, никакие это не горы, а река, что течёт в Пермском крае. Заметьте, река! Т.е. очень древний гидроним… Явно - не вчерашний плод народного ума. И, как гласит пословица, дураков на Руси не сеют, ни жнут. Они сами родятся. Посему был б удивительно, если бы с нашей карты исчезли сёла Дураково, Дурнёвка, Дурнево. И Тупицино с Остолопово вдруг пропали бы. Но существуют на карте России также названия посёлков и деревень, которые прямо подпадают под закон об использовании нецензурной речи в СМИ. Поэтому озвучивать мы их не станем…
Кстати, у них там, за бугром, тоже явно не скучный народ живёт. Так, к примеру, гордая и смелая Испания, в переводе с древнекарфагенс кого – это всего лишь «страна кроликов». Действительно, когда-то здесь водилось много этих грызунов. Кроликов изображали даже на местных монетах. И нынче самоуверенных испанцев спасает от насмешек, издёвок и позора лишь одно: никто из публики не знает карфагенского языка…. Он умер вместе с Ганнибалом.
 
 
#17 Николай Туркин 26.01.2014 20:56
КРАЕВЕДЫ - публика дивная. Дивятся только себе, соседа по парте уже не слышат. Полгода ни канале идут спорные, занятные сюжеты, мастерски сделанные, кстати. Но ни один доморощенный мастер от топонимики - голоса не подал. Впрочем, не прав: два каких-то беспокойных бьются в стену. А где ж фаланга краеведов, которые доказывают нам, что Белгороду - тыща лет и славяне происходят прямиком от Ахилла? Который, чудом выжив, ушёл из Трои на Восток, унося ген ариев в своей пятке?
 
 
#16 Николай Туркин 26.01.2014 20:12
Да. сосна - общеславянское слово, восходящее, видимо, к индоевропейской основе «каснос»- серый, блестящий. И дерево, вероятно, названо так по цвету коры. Но это одна гипотеза. Вторая, не менее интересная указывает, что это слово первоначально относилось к терминологии бортничества и обозначало исключительно - дуплистое дерево. Если так, тогда становится ясна связь «сосны» с общеславянским словом «сопети», что - и нам даже понятно - означает «сопеть» и «дуть». Отсюда и лексемы «сопло» и «дупло». Согласитесь, очень похоже по грамматическому строю на слово РУСЛО. Этимология последнего, увы, тоже окончательно не установлена. Но не исключено, что РУСЛО того же корня, что и древнерусский Ручей – течь, струиться. Более того, в литовском языке чудом сохранилось слово «руслоти», буквально – «поток» или «медленно течь».
 
 
#15 Николай Туркин 06.01.2014 14:54
МУРОМ. Мурава - древнее, общеславянское слово. В давние времена, как считается, трава называлась «мур», отсюда в архангельских диалектах луговая трава имела название мурок, а в тобольских — низкая трава именовалась мурак. Жил в нашем языке и глагол с этим корнем «замурётъ» — «зазеленеть». От слова «мур», судя по всему, и образована наша травушка-мураву шка. Заметим кстати, что в поддержку этой версии выступают и прочие славянские языки: белорусская мурОва и мурАва, которая и поныне буйно растёт на Украине, в Болгарии, в Сербии и Словении.
Между прочим, из-за этой зелёной травки потерял свою личную идентификацию санитар лесов и полей – муравей. Древние русы этого трудягу называли «моравии». Но со временем травка-муравка взяла своё, и нынче он проходит под кличкой «муравей».
 
 
#14 Николай Туркин 06.01.2014 14:42
ОРЛИК. Большинство этимологов и топонимистов смысловую увязку Орла и Орлика с представителем хищных птиц отвергают. Правда, в последнее время, всё менее уверенно. Уверенности им придаёт то, что у Днепра есть левый приток под именем Орель (исток – село Ефремовка в Харьковской области). Его Ипатьевская летопись под 1183 год называет, как УголЪ. Вероятно, здесь замешаны тюрки, в языке которых есть подобное слово в значении «кривой» и «косой». Возможно, поэтому село Орлик есть не только в Полтавской области Украины, но и в Бурятии.
С нашим же Орликом, притоком Оскола, связано ещё одна загадка, точнее – редкое явление в топонимике. Обычно, реки «заказывают» имя прилегающих территорий. Так вот, по единодушному мнению отечественных ономастов (от др.-греч. ономастикэ́ — искусство давать имена), Орликом вначале называлось локальное место, где речушка впадает в Оскол. Потом наименование небольшой территории перешло на всю реку. Подобные случаи рЕдки, но не единичны. История знает и более затейливые примеры, ставшие фактов нашей жизни…Так, в 1434 г. французский мореплаватель Жак Картье, исследуя северовосточные берега Нового Света, как тогда называли Америку, достиг устья неведомой полноводной реки. Высадившись на её лесистом берегу, где стояло несколько индейских вигвамов, он спросил жителей, которые вышли навстречу, как называется эта местность. Те, не поняв чужеземца, ответили: «Каната» или «Канада». Мореплаватель нанёс это слово (Канада) как название страны на свою карту. Он не знал, что в переводе с ирокезского языка сказанное ему слово означает «посёлок, деревня». Теперь эта «деревня» омывается водами трёх океанов и занимает 10 млн. кв. км суши. Второе место в мире после нас, России. Это похоже на скрытую месть ирокезов всем бледнолицым, кто выгнал их из отчего дома.
 
 
#13 Николай Туркин 06.01.2014 14:27
ПОТУДАНЬ. Когда в наши просторы набежали разномастные тюрки, реки с корневой основой «дон», точнее - «дн» - "дно", уже были проименованы. Ведь скифы заселяли весь степной юг Восточной Европы, и на всём этом пространстве мы встречаем реки с именами, напоминающими друг друга: Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Донец … Учёные допускают, что скифы, двигаясь по нашим степям с востока на запад, сначала наткнулись на первую безымянную реку, поразившую их своим величием. И дали её имя, которое звучало для скифов понятно и ясно – Река. А дальше их потянуло на Днепр, за Днестр и на Дунай. Кстати, с Днепром у скифов связан миф о происхождении самих себя… Где-то здесь находилась легендарная Гилея, – там величайший герой Эллады Геракл, возвращаясь из северных краев, повстречал на берегу Борисфена (так прозывалась русская река на языке Гомера) прекрасную деву из змеиного тотема. Очарованный ее красотой, могучий сын Зевса остался зимовать в глубокой днепровской пещере. По весне Геракла потянуло домой, к теплым морям, а его днепровская возлюбленная родила спустя девять месяцев сына, назвав его Скифом...
Но вернёмся к нашим баранам… Поту́дань, правый приток Дона, протекает у нас в Старооскольском районе. (Раньше рядом с ним жило-было и село Потудань. Теперь села нет. Поглощено рукотворным прудом).
Сам гидроним «ПотУдань» фиксируется в документах, начиная со второй половины XVI века. И не просто фиксируется, а в пяти вариантах. Тут и самая древняя форма — ПотудОнь, и даже есть мужской: Потудон. А в том, что название к 19 веку стало звучать, как ПотУдань, виноваты соседние реки, которые заканчиваются на - ань: Усмань, Прудань, Форостань, Холань, Хворостань. Они мягко подмяли под себя Потудонь, втянув её в общее языковое русло.
 
 
#12 Николай Туркин 06.01.2014 13:53
Да, Охрименко растолковал топоним Хотмыжск, как «хижина, жилище, стан охотника».
Да, добротная версия, но очень уж местечковая, промежуточная, что ли… Поэтому, глянув на карту, надо бы продлить её, оттолкнувшись от города Перемышль. Вернее, их три на карте: один, московский, – в руинах, второй нынче - в Польше, а третий, калужский – и вовсе село. Кстати, по-польски Перемышль звучит как Пшемысль… Так вот, все три города стояли на слиянии рек и на крутых холмах, т.е. в стратегически важных точках, в местах ПЕРЕхвата противника или ПЕРЕлаза его – как говорили в древности - через реку вброд.
Хотмыжск уже в эпоху Киевской Руси был одним из укреплённых пунктов на востоке. Чуть позже – это пограничная крепость Переяславского княжества. Новое рождение форпоста случилось в мае 1640 года, когда воеводе Василию Толстому было поручено на месте старого городища ставить крепость. Что воевода и сделал. И Хотмыжск, судя по имеющимся описаниям, принадлежал к числу наиболее мощных цитаделей на всей Белгородской черте. Крепость возвели на слиянии рек Меловой Колодезь, Рогозная и Ворскла. Здесь был переход с Муравской сакмы на Бакаев шлях. Это была торная дорога татарских вторжений, по которой к центру Московского государства прорывалась беспощадная конница из Крыма, более трёх веков «пустоша» русскую землю. Скажем, русские дипломаты в Турции горько жаловались царю Алексею Михайловичу, как ехидничают над ними турки: «…а на всех военных кораблях турецких почти вовсе не видно никаких других гребцов, кроме русских людей; по всем городам и местечкам Турецкой империи такое множество русских пленников, что турки обыкновенно спрашивают у наших — остались ли на Руси какие-нибудь люди?..Тогда мы их тоже заберём»
 
 
#11 nike волохов 04.12.2013 15:56
Занятно... Хорошая, вкусная, тема. Прграмма сделана с душой, умело... А комментариев, взглядов и просто мнений мало. Это о чём говорит? О Пушкине. "Мы ленивы и нелюбопытны..." Нам бы посвистеть на трибуне, да поскалиться в кинозале. Ну, туда нам, значит, и дорога...
 
 
#10 nike волохов 04.12.2013 15:51
Про Ворсклу... Владимир Никонов, заметный учёный, фанатик истории русского языка, заметил, что летописное название и «Ворскол», и «Вороскол» сближает его с названиями соседних рек - Оскол, Воргол, Хорол и настаивал на ирано-осетинско м «ворсе». Плюс ещё «кол» - вода, поток. Тогда в переводе с тюркского получалось нечто «реки, несущей белую воду». Здесь, скорее всего, белая в смысле – чистая, прозрачная. Спрашивается, а каким образом в названии реки замешаны иранцы, точнее – сарматы? А вот для этого существует еще одна точка зрения на происхождение этого гидронима: название реки Ворскла следует толковать как имя, которое дали тюрки ираноязычному племени, что населяло бассейн этой реки. Звали этот народ «аорсы». Вместе с языгами, аланами, сираками и роксоланами они вошли в мировую историю под именем сарматы, одолели скифов и оставили, как уверяют нас отдельные специалисты, своё имя в названии нашей реки. Самих же сарматов река времени унесла в небесные пастбища, где вечная весна, тучные стада и реки из кумыса…
 
 
-1 #9 Франк Голота 30.10.2013 10:42
Этимология, хоть и переводится с древнегреческог о языка, как учение об истине слов, - наука приблизительная , вечно спорная, и посему – прелюбопытная. Здесь каждое лыко – в строку. И что занятно, но топонимы всегда тревожат национальную гордость. Особенно тех племён, чья подлинная история короче, чем девичья память… Дело в том, что все названия имеют языковую принадлежность. И потому в них остаются «следы» пребывания разных народов, когда-то живших в наших местах. И тут их фальшивые потомки стараются перетянуть одеяло топонимики на себя, убеждая остатних голоногих, что это их древнейшее право… Вроде первой брачной ночи средневекового сюзерена. Но никого отношения к серьёзной науке, зашитой в академические словари, подобные националистичес кие выпады не имеют. А серьёзная наука о чем говорит?.. Да о том, что древнейший топонимический пласт нашего края — иранский. Он остался от скифских народов. Это, прежде всего, названия рек и речек: Дон, Потудань, Донец, Оскол… Второй пласт – древнеславянски й: Белгород, Дорогощь, Нежеголь… В Центральном Черноземье древнеславянско й закваски больше всего в Белгородском крае и в Курском. Но Айдар, Уразово, Короча – это уже тюрки, кочевавшие в наших краях в конце первого и начале второго тысячелетия. Ну и, разумеется, преобладает у нас могучий пласт собственно русских топонимов. Походя замечу, что слово «русские» в данном контексте - это великороссы, украинцы и белорусы, которые, начиная с конца 15 века, стали закрывать «проходной двор», коим было Черноземье - Дикое поле, да и весь юг зачинающейся империи. Кроме того, история человечества длиннее, чем его память. И ряд маститых учёных уверенно находят и доказывают в топонимах Белгород, Оскол, Дон, и у наших соседей в Воронеже, Курске, Орле и Тамбове доарийский субстрат, когда не было ни скифов, ни сарматов, а древние греки, тогда ещё дикие и грязные, ублажали своих тёмных богов человеческими жертвами. А себя, похоже, если верить Фрезеру – каннибализмом… Одним словом, всё смешалось в доме Облонских. Но данный топонимический бардак - это привычный для истории порядок. Другого не существует…
 

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

Программы «Мира Белогорья»