Обнаруженные серийные номера помогли не только установить самолёт, но и понять, при каких обстоятельствах его вывели из строя. Мы попытались восстановить хронику тех событий.
Искарёженный металл – всё, что осталось от советского пикирующего бомбардировщика Пе2. Детали обнаружили поисковики с помощью магнитометра. Анализ также показал, что часть фрагментов залегает на глубине около шести метров. Без экскаватора не обойтись.
«Пешка» – так прозвали Пе-2 пилоты. Несмотря на безобидное имя, на поле боя эти самолёты доставляли противнику массу неприятностей. Конструкция позволяла нести бомбы весом до полутонны. А ещё это самый массовый бомбардировщик второй мировой.
Пе-2 не имел прочной брони, после падения от дюралюминиевого корпуса мало что осталось. Впереди у юнармейцев большая работа.
Среди груды металла попадаются пули калибра12.7 от универсального пулемёта Березина, которым оснащали Пе-2. Что касается бомбового запаса, то его, судя по всему, экипаж его полностью израсходовал на противника, так как если бы всё это сдетонировало во время падения, то сейчас остатки самолёта собирали бы по всему полю.
Вероятнее всего, самолёт подбили, когда он возвращался с боевого вылета. Двигатель самолёта отлично сохранился, несмотря на то, что при падении глубоко вошёл в землю.
По серийному номеру двигателя удалось установить самолёт и его судьбу. 6 июля 1943 года Пе-2 №11/201 бомбил ударную танковую группировку в районе Пушкарки, – там, где сегодня расположен Мебельный город.
В архивах указано, что в ходе операции самолёт получил пробоины от зенитной артиллерии. Переправа хорошо охранялась, пилоты знали, что скорее всего это полёт в один конец, но позволить немцам безнаказанно перебросить тигры было нельзя.
Это не самая сильная фигура, но дойдя до края доски, по правилам шахмат, она может превратится в ферзя. Самолёт Пе-2 прошёл войну, и несмотря на недостатки, сыграл решающую роль во многих сражениях. Благодаря мужеству и часто самопожертвованию пилотов, пешка стала королевой бомбардировки.