В сентябре жители страны тратят на 10% меньше денег, чем тратили годом ранее. Белгородцы тоже снижают потребительскую активность.
С января по июль жители Белгородской области в среднем тратили на жизнь 29 700 рублей в месяц на человека. Сюда входит всё: от продуктов и бытовой химии до платных кружков для детей и туристических путёвок. Расходы среднего россиянина несколько выше. В основном – за счёт богатых столичных и северных регионов. Траты москвичей, к примеру, вдвое превышают наши. У жителей Липецской области – примерно такие же, как наши. А вот в Ингушетии умудряются уложиться в 8 тысяч рублей в месяц. И это вчетверо меньше, чем в Белгородской области.
Какой бы ни была сумма расходов, тенденция в большинстве регионов наблюдается схожая – они уменьшаются. То есть мы покупаем меньше товаров и услуг, чем позволяли себе прежде. В Белгородской области за год спрос снизился на 2%, посчитали аналитики РИА-Новостей. С конца августа пояса затягиваются ещё туже. А в сентябре по данным Сбериндекса россияне сократили потребление уже на 10% в сравнении с прошлогодним.
Для экономики это тревожный звонок. Спрос сжимается в масштабах страны, да ещё и длительное время, хорошего это не сулит. Если люди потребляют меньше товаров, то производители начинают сокращать их выпуск. Открывать новые производства и создавать рабочие места становится невыгодно. Инвестировать – нецелесообразно. Такая ситуация может вызвать застой в экономике.
Переход россиян и белгородцев в частности к бережливому потреблению подтвердили на минувшей неделе и в Центральном банке. Регулятор отметил снижение посещаемости торговых центров, которые пытаются вернуть покупателей скидками и промоакциями.
Агентство «Ромир» выяснило, на чем именно люди стараются теперь экономить. В большинстве случаев россияне отказываются от дорогих покупок: техника, электроника, автомобили. Почти половина людей сократила расходы на отдых и развлечения. Каждый четвертый отказывается от дорогих медицинских и образовательных услуг.
Потребительский кризис эксперты объясняют совокупностью причин. Во-первых, идёт снижение реальных доходов населения – весь номинальный рост съедает высокая инфляция. Во-вторых, из-за санкций сокращается ассортимент товаров – когда выбор ограничен, меньше и желание покупать. И наконец, в целом уверенность в завтрашнем дне по очевидным причинам снижается, а с ней – и потребительская активность.