В современных реалиях сделать фотографию себя, окружающих людей или обстановки может каждый. Достаточно достать смартфон, открыть приложение «камера», выбрать нужный ракурс и нажать на «кнопку». Но есть те, кто не просто умеет фотографировать, а делает это профессионально, живёт фотографией, вдохновляется от процесса съемки и всего, что с ним связано. Для таких людей важна каждая мелкая деталь, каждое движение в кадре, настроение и особые черты каждой модели, чтобы результат фотосессии был на высоком уровне. Речь идёт о фотографах, у которых, кстати, 12 июля был профессиональный праздник.
Карина Яунюс заинтересовалась фотографией ещё с детства. Постепенно с развитием навыков такое хобби стало её дополнительным заработком. Фотограф ведёт свою группу ВКонтакте, куда выкладывает как свои работы с фотосессий, так и снимки того, что внезапно стало её объектом вдохновения. Мы поговорили с Кариной о её деятельности, узнали, что вдохновляет её на фото, каких личных правил фотограф придерживается, как работает с моделями и многое другое.
– Меня вдохновил мой дед, он был фотографом и ещё литовцем, а это значит, что у него было много фотоаппаратов: от распространенного «Зенита» до редкого импортного «Canon». Фотография меня окружала всегда: в семье у меня все время фотографировали, у нас огромные альбомы. Когда мне было шесть лет, у нас дома появилась первая «мыльница», и я начала иногда фотографировать, естественно, без каких-либо знаний. Возьму фотоаппарат и давай двести фотографий кота делать. Мне это просто нравилось, тяга была к этому, детский интерес.
– Поскольку первой была та самая мыльница, это был какой-то «Nikon» вроде, то сейчас, конечно, любой айфон снимает лучше. Но есть приверженцы теории, что и на «тапок» можно снять шедевр, если подловить момент и композицию. Лично моему желанию фотографировать качество никогда не мешало.
– Я, как и многие, начала с фотографий того, что рядом, и тех, кто рядом. Первой моделью была моя младшая сестра. Мы с ней вместе придумывали концепции, наряжались и отправлялись делать фотографии. Далее фотографировала подружек, после уже просто ловила на улицах фактурных людей. Но вообще мне не нравится то, что я снимала раньше. Даже сейчас новое фото мне по духу первые пару дней, а потом вижу какие-то ошибки, недоработки, перестаёт нравиться. Но то, что снимала раньше – это вообще отдельная история. У молодежи для такого есть очень точное слово – «кринж».
– Я сама училась. Не хочу обесценивать труд и обучение других фотографов, но, чисто технически, чтобы научиться снимать, достаточно прочесть инструкцию к фотоаппарату. Помимо этого, я смотрела видео на YouTube. А всякие там мелочи стилистические – это уже у всех своё, и такому не научишься, можно только вдохновиться чужими работами.
– Родители подарили мне камеру, дорогой фотоаппарат, и мне надо было отрабатывать. Хоть никто к этому не принуждал, я подумала: мне это нравится и инструмент есть – то, что нужно. Так как я стала этому учиться, у меня появилось много снимков. Да и первых «клиентов» надо было искать, отсюда завела группу.
– Очень люблю снимать людей, больше всего – портреты. А ещё своих собак и уютные деревенские дворы.
– Трудно однозначно ответить, всё пробовала, всё люблю. Везде есть свои плюсы и минусы. Например, плёнка это всегда уникальная обработка, но фото приходится относить на проявку и ждать. Сначала пока все кадры заполнишь, а потом пока проявят. Это долго. «Цифра» в этом плане конечно сказка: снял и через десять секунд кадр уже в телефоне. Но, опять же, такие снимки надо самому корректировать. В общем, не могу выбрать.
– Я бы всех снимала, всех люблю, все красивые, все такие разные. Здесь особенно люблю фотографировать тех, кто сниматься не любит. Потом сделаю пару кадров и показываю: «смотри, какой ты крутой». Они сразу такие: «ну нет, ну ты что!», а потом «покажи, что там ещё». Фото очень влияет на восприятие себя. Приятно, когда люди себе на снимках нравятся.
– Какого-нибудь красивого парня азиата в коридорах музея естественной истории Нью-Йорка. А вообще, когда настроение есть, мечтаешь просто уже кого угодно сфотографировать, аж «руки чешутся!
– Всё красивое и необычное. Места, люди. Среди деталей окружающей обстановки меня очень вдохновляет свет. Какая-нибудь полоска света в темном подъезде может заставить вызвать кого-то фотографироваться.
– Погода. Не люблю мёрзнуть и не люблю жару. Я капризная и не готова на всё ради кадра. Мои прогулочные фотосессии зимой заканчиваются очень быстро.
– Ну, тут зависит от того, кого снимаешь. Если это коммерция, то всегда общаюсь в рамках формальностей. Не люблю гиперактивных фотографов, которые пишут у себя в профилях что-то вроде «хорошее настроение в подарок». Есть те, кто действительно круто даёт нужный настрой, но их меньшинство, в основном людям всем становится неловко в таких ситуациях. А контакт фотографа и модели это важно, поэтому атмосфера должна быть расслабленной. Встать перед камерой и позировать – это уже стресс, так что я всегда просто вежливая. С малознакомыми людьми не знаешь чего ожидать, поэтому друзей снимать куда проще. Они тебе сразу скажут, что «вообще-то мне другая сторона лица нравится» и «какой-то ракурс странный.
– Не знаю особый ли это подход, но я смотрю фотографии человека в соцсетях. Если их нет – прошу скинуть мне фото, на котором они сами себе больше всего нравятся. Я могу воспринимать красоту по-своему, а заказчик точно знает, чего хочет получить в итоге. Поэтому лучше узнать, какая сторона лица и какой ракурс, по мнению самого человека, у него «более удачные.
– Беру предоплату. Не снимаю на автоматическом режиме. Не выставляю критические показатели. Не снимаю в слабоосвещенных местах. Свои фото могу обработать на телефоне, но коммерция только на компьютере, потому что, кто бы что ни говорил, а качество – небо и земля.
– Все свадьбы, что я снимала. И судя по тому, как люди на них обычно пьют, я возможно единственный носитель этой информации в мире. Свадьбы это каждый раз «экспириенс» – открываешь в себе кучу способностей: «отшить» какого-нибудь свидетеля так, чтобы не началась массовая драка или сфотографировать 40 человек разом в крохотном помещении ЗАГСа. Многие фотографы избегают таких праздников, а мне всегда весело, у меня всегда куча историй после.
– Меня очень завораживает фотография. Когда смотрю старые фото всегда реву – момент остановился, и он не повторится. А эстетику ради эстетики без содержания не понимаю. Это как те профили в Instagram (Запрещенная в Российской Федерации социальная сеть), где все фото в одной цветовой гамме, но без наполнения.
– Вообще думала семью свою поснимать. Так, просто, расслаблено, за ежедневными делами. Чтобы всё естественно, как раньше. А так, сейчас же лето, а после –ранняя осень, так что свадьбы мои, свадьбы! Сейчас работаю в этом направлении. Но я эти съемки почти не выкладываю. Не всем нравятся личные фото на публичной странице.
– Нет, потому что когда это станет прямо работой – мне это разонравится. Работать тяжело, тем более фотографом. Тогда ты сразу и SMM-щик, и маркетолог, и ещё куча всего. Не в удовольствие, в общем.