XII Всероссийский театральный форум «Актёры России – Михаилу Щепкину» завершился. В эти выходные белгородцы посмотрели три последних спектакля фестиваля – «Дом под снос», «Игрок» и «Катерина Измайлова». Все они были поставлены на высоком уровне, а за профессиональной игрой актёров были затронуты очень важные темы человеческих чувств и характера.
Добрая комедия «Дом под снос» – о любови, одиночестве, взаимоотношениях между отцами с детьми. В прошлом году этот спектакль был удостоен гран-при фестиваля «Время театра».
На сцене – всего два героя. Он – одинокий пенсионер, «пролетарий», всю жизнь служил на железной дороге, а теперь каждый день слушает «музыку поездов», до минуты определяет, когда и откуда прибудет очередной состав. Она – учительница со стажем, дама из светского общества, образованная и интеллигентная. Они оба бесконечно одиноки. Вместе их свёл случай и... дети, которых судьба родителей, в общем-то, не очень беспокоит. Здесь, под сводами старой советской коммуналки, в сердцах уже немолодых людей спустя много лет вновь загорается огонёк.
Степан Николаевич и Софья Александровна – так зовут героев – сразу проверяют «внутреннее содержание» друг друга. Делятся сокровенным, важным и даже интимным. В итоге, понимают, что очень разные, но уже такие близкие. А общие интересы, как оказалось, в мелочах. При желании – объединяют даже марки.
«Спектакль поднимет просто замечательную тему о жизни пожилых людей, о том, что самое страшное на свете – это одиночество. О том, что люди должны быть вместе и самое большое счастье, чтобы утром было кому сказать «С добрым утром!». И, как правило, после этого спектакля, у зрителя, у молодых особенно, возникает желание позвонить своим родителям», – отметил режиссёр Центрального академического театра российской армии, заслуженный артист России Андрей Бадулин.
В щепкинском театре аншлаг. Игру народной артистки РСФСР Алины Покровской – той самой Любы из «Офицеров» Рогового, – и заслуженного артиста России Сергея Колесникова по достоинству оценили все: и зрители, и театральные критики.
«Это спектакль – встреча во многих планах. Встреча персонажей, встрече судеб, встреча поколений. Волшебные, ни на минуту не теряющие вот эту серебряную нить, взаимодействия с залом. Всё, что происходит на сцене, наполнено их душой, их любовью, их чувствами, их мыслями», – подчеркнул заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков.
Следующий спектакль представил Смоленский драматический театр имени А. С. Грибоедова. В нём воплотился другой взгляд на роман Достоевского «Игрок», на самого автора и на Россию XIX века в целом.
Сюжет романа разворачивается в немецком курортном городке с говорящим названием Рулетенбург. Главный герой – Алексей Иванович – путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Все в семье ждут смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Однако, внезапно, она является здоровой, полной сил, увлекается рулеткой и проигрывает часть своего состояния.
Фёдор Достоевский хотел показать историю азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, а единственной, экзистенциальной сутью бытия. Он писал о том, что пережил сам. Ведь это произведение – следствие собственного большого проигрыша писателя, так как, чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок». А потому режиссёр-постановщик Виталий Барковский объединяет в одном персонаже и главного героя – Алексея Ивановича, – и самого Достоевского.
Не меньшие страсти кипят и в спектакле белгородского театра – «Катерина Измайлова», по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Именно эту постановку представили в последний день хозяева фестиваля.
Молодой купчихе Катерине Львовне Измайловой скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает за отсутствие детей жену. Катерина, жаждущая внимания, влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея. Постепенно увлечение переходит в страсть и вот она уже на всё готова для своего возлюбленного. Даже на убийства свёкра, мужа и маленького племянника, который может помешать ей получить наследство. Сыграть такое перерождение непросто, признается исполнительница главной роли Вероника Васильева:
«Тяжело было погружаться в это, в этот мрак, в эту тьму, и всё это на себя принимать, это не очень приятно. Я уже научилась, приучила себя, наверное, проходить этот путь менее болезненно, так скажем, для своей нервной системы. Но спектакль, действительно, тяжёлый, сложный и после него остаётся такое чувство пустоты».
Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 года, определив жанр произведения как очерк, при этом назвав его выдержанным в строгих тонах этюдом о сильном и страстном женском характере. Незаконная роковая страсть пробуждает в главной героине что-то языческое, первобытное, решительное.
Получив заряд энергии во время спектакля, белгородцы искренне благодарят театры за их работы. Экспертам ещё предстоит обсудить последние увиденные работы, приезжим коллективам проститься с нашим городом, а белгородским театралам подождать два-три года до следующего форума.