Это можно называть гражданским обществом, а можно – простым человеческим неравнодушием. Чувствовать свою ответственность за то, что происходит в твоем дворе, городе и стране дорогого стоит. Именно поэтому съемочная группа нашей телерадиокомпании тут же откликнулась на звонок жильцов одного из многоквартирных домов на улице Щорса областного центра, которые справедливо считают себя заложниками пивных магазинов. Мириться с этим белгородцы не намерены. Разбираемся в ситуации всем миром – "Миром Белогорья".
В многоквартирном доме номер 45д на улице Щорса областного центра целых два магазина, где можно приобрести пьянящие напитки. Открытие здесь еще одной пивной точки предвещают огромные вывески с тыльной и лицевой стороны дома. В соседней многоэтажке также кипит торговля «градусными» напитками. Жители дома на Щорса словно в плену... пивных магазинов.
Зазывают своих клиентов предприимчивые дельцы с помощью отнюдь нескромных вывесок – ярких, читаемых с нескольких десятков метров! "У нас ведется борьба против пивного алкоголизма. По телевидению рекламу пива показывают в определенные часы. Но почему в нашем дворе реклама пива видна с утра до вечера?" – задается вопросом жительница дома Людмила Кашина.
Изрядная доля возмущения борцов за трезвость, проживающих в многоквартирном доме на Щорса, приходится на вывеску, которая выходит на дворовую территорию, туда, где проводят свой досуг их дети и внуки. "Поскольку вокруг пять-шесть уже есть магазинов пива, а людям, его пьющим, деваться некуда, вот и они стекаются в этот двор", – посетовала еще одна жительница дома Евгения Касаткина.
Нарушает ли такая реклама законные права и интересы жильцов? Да – уверяют в РЭУ и ссылаются на Гражданский кодекс. Нет – говорят юристы и приводят в качестве аргумента Закон о защите прав потребителей.
– Стена и фасад – это общее имущество дома, значит, собственники этого нежилого помещения должны были согласовать установку вывески с жителями и архитектурой города. Я думаю, что для начала нужно провести собрание и вынести решение, что они против. Если общее собрание примет такое решение, они могут обратиться в архитектуру города и в администрацию, – пояснила Лидия Галицкая, заместитель директора ЖЭУ "Белгородстрой".
– При размещении рекламы на общем имуществе многоквартирного дома требуется согласование со всеми собственниками помещения такого дома. Но есть еще один закон – "Закон о защите прав потребителей". На основании этого закона размещение в местах нахождения магазина информации является обязательным и в данном случае размещение вывески в месте нахождения магазина или как-то другой организации не требует согласования с собственником, – уточнила ситуацию Марьяна Солдатченко, заведующая кафедрой трудового и предпринимательского права Белгородского университета кооперации, экономики и права, член ассоциации юристов России.
В качестве арбитра в этом споре по нашей просьбе выступило управление архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода, испустя несколько дней после съемки сюжета вывеска со стороны дворовой территории исчезла. Оказалось, что паспорт рекламного средства, иными словами, эскиз вывески – ее внешний вид, размер букв и содержание – все это владелец магазина обязан предоставить в городское управление архитектуры. Отсуствие этого согласования и послужило основанием для демонтажа.
– Отделом дизайна городской среды была проведена служебная проверка, при которой выявлен факт нарушения и выданы соответствующие предприсания демонтажа незаконной рекламы. Одна была не согласована, еще две согласованы до конца текущего месяца. Срок согласования на исходе, поэтому фасад скоро будет от них освобожден. Хотелось бы обратиться с просьбой к жителям Белгорода, чтобы они незамедлительно сообщали в управление архитектуры в письменном виде о фактах нарушения и размещения незаконной рекламы на фасаде домов. Речь идет о ситуациях. когда реклама находится выше уровня межэтажного перекрытия, закрывает дверные или оконные проемы, написана на английском языке или причиняет какие-то неудобства жизни горожан, – сказал Олег Кайдалов, заместитель главного художника управления архитектуры и градостроительства администрации Белгорода.
Тонкая грань между понятием "кошмарить бизнес" и правами жильцов проходит по водоразделу моральных и этических норм. Именно они, считают обитатели дома на Щорса, должны быть мерилом всех бизнес-проектов. И после довольно успешной борьбы со сквернословием, энергетическими напитками, безрецептурной продажей кодеионосодержащих препаратов, может быть, Белгородской Думе стоит обратить свой взор и на рекламу пива? Просим считать это предложение законодательной инициативой.