В течение трёх десятилетий в Советском Союзе было издано более 60 пластинок с джазовыми концертами. В 1970-е годы джаз испытывал на себе влияние фьюжна, джаз-рока. Радиоведущий «Мира Белогорья» Владимир Марков и коллекционер винила Роман Шатерников продолжают перебирать старые пластинки и слушать советские джазовые хиты 80-х годов.
Более позднее издания джазовых фестивалей на виниле снабжались не просто обложкой, но полноценной аннотацией и даже статьёй, какая музыка здесь представлена, чем она интересна, какие музыканты исполняли представленные композиции. К слову, чем позднее проходили фестивали, тем это была более авангардная музыка.
«Это тенденция всего европейского джаза – он более академический. То есть традиционный американский джаз изначально был тесно связан с африканской культурой, речью, ритмикой. В России и Европе мы могли перенять только этот джазовый язык, потому что мы не жили в то время в той культуре. Помимо этого мы могли добавить сильную советскую школу классической музыки, и это нашло отражение в росскуой джаз-музыке», – рассказал Роман Шатерников.
Эти пластинки были записаны на ленинградских джазовых фестивалях. В 80-е развитие советской авангардной музыки пошло ещё дальше – в новоджазовую музыку, или свободную импровизацию.
«Эти композиции лучше слушать целиком, чтобы понять мысль, к чему они ведут. Это хорошая возможность «побывать» на этих фестивалях, потому что слышны аплодисменты, местами неполадки со звуком... Эта музыка хоть и может показаться странной, но это уже освоенный язык, в каком-то смысле стандарт», – отметил Роман Шатерников.
Джазовые фестивали в СССР: хиты 60-х
Джазовые фестивали в СССР: хиты 70-х
Джазовые фестивали в СССР: хиты 80-х (ансамбли и отдельные музыканты)