С белгородского на русский. Коминь, груба и шесток

С белгородского на русский. Коминь, груба и шесток

«Как ни мечи, а лучше на печи» – говорили наши предки. И действительно трудно представить себе русскую избу без этого атрибута. Печь символизирует тепло и домашний уют и очень часто упоминается в русском фольклоре. Но время не стоит на месте, и популярность этого образа уже утрачивает свою силу. Как пользоваться русской печью и что такое коминь, груба и шесток, помнят разве что белгородцы-старожилы. Но обо всем по порядку.

Слово «коминь» хорошо знакомо жителям сел нашего региона именно с ударением на первый слог. В словарях вы не найдете его толкования, но любой селянин вам скажет, что это часть расположенного в доме дымохода, соединяющий печь с трубой. Казалось бы, что в этом может быть особенного? Но вот для домочадцев коминь был настоящим центром притяжения в русской избе.

Все происходящее в сельском доме зимой так или иначе связано с коминем. В отсутствии батарей, полотенцесушителей и прочих нагревательных приборов единственным источником тепла была печь. Но взобраться на нее было не так просто, особенно детям – она была выше человеческого роста. Другое дело коминь. К нему спешили погреться пришедшие с улицы, здесь же оставляли просушиться одежду и обувь, часто на противнях доводили до кондиции сухофрукты.

В те редкие минуты, когда освобождалась верхняя часть коминя, детвора затевала возню, за право занять самое теплое местечко. Обычно дымоход отводился в дальнюю часть дома, и здесь, в стороне от взрослых, ребятня была предоставлена сама себе. Коминь манил не только теплом – растопленная печь заполняла дом множеством различных звуков, передавая через дымоход низкий, утробный рокот. Этот гул можно было ощутить, прижавшись к коминю спиной. Он не только согревал, но и успокаивал.

русская печь

Фото: «Мир Белогорья»

Еще одна часть русской печи, о которой вы наверняка слышали, но не догадывались, что это – шесток. Да, мы имеем в виду пословицу «Каждый сверчок знай свой шесток» – так говорят тому, кто ведет себя несоответственно своему положению, вмешивается не в свое дело. Это понятно всем, но что такое шесток, о котором должен знать каждый сверчок?

Так вот, шесток – это площадка перед устьем русской печи, на которую ставилась посуда, извлеченная из горнила. В некоторых селах нашего региона его еще называли припечник. На шесток выставляли приготовленную пищу, сюда же выгребали угли для утюгов и самоваров. Иногда в уголке шестка оставляли лаз для кошки, чтобы она могла спуститься в подпечник и ловить мышей. А в нишу за печкой запускали сверчка – символ счастья и благополучия. Там, в тепле, он мог стрекотать по нескольку недель. Но жизненное пространство было ограничено между полом и шестком. Поднявшись выше, он мог попросту сгореть. Но сверчок прекрасно чувствовал, где свой шесток, и никогда высоко не забирался.

По воспоминаниям белгородцев-старожилов, в селах уже с конца XIX века дома отапливались углем, и наряду с русской печью, которая топилась только дровами, ставили угольную грубу, или голландскую печку. Топливо в «голландке» расходовалось экономнее, уголь горел дольше и при более высокой температуре.

Сооружали угольную печь из огнеупорного кирпича, а для допуска воздуха в горнило устанавливались колосники – так называли металлическую решетку, на которой горел уголь. Накрывалась печь толстым металлическим листом с отверстиями для разогреваемой посуды. Но если с виду большинство «голландок» были похожими, то секреты кладки у каждого мастера были свои, вспоминает старый мастер-печник из села Варваровка Алексеевского района:

Главным отличием русской грубы от голландской был дымоход, который подводился к классической русской печи. Существовал и более бюджетный вариант голландской печки, позволявший сильно сэкономить на материале. Называлась такая конструкция чугунок. По сути это действительно был чугунок с трубой, подведенной к обычной печи. Использовали в домах и печки промышленного производства:

В наше время голландскую печь можно увидеть разве что в далеких деревнях, а печникам нынче заказывают газовые печи и камины. Но такие тепловые сооружения вряд ли когда-нибудь смогут конкурировать с традиционной русской печью, которая для прошлых поколений была и остается символом семейного уюта.

Читайте другие материалы цикла «С белгородского на русский»:

С белгородского на русский. Образ кукушки в народной культуре

С белгородского на русский. Карагод, пырка и цурка

С белгородского на русский. Стан, дерюга и заполочь

проспект Славы, 60 308000 Белгород +7 (4722) 58-44-00


Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

На территории Ровенёк проходили сражения с татарами, поселок защищал южные границы, но при этом он был разрушен по указу самого Петра I. Почему же на полотне его герба разместился пшеничный сноп? Что он символизирует?
Человек, для которого даже крепостное право не стало преградой – Даниил Бокарев. Именно он принес Алексеевке известность и закрепил статус родины подсолнечного масла. И это не могло не отразиться на гербе района.
Успех бизнеса зависит от многого, в том числе от связи. Она должна быть отлажена до малейших нюансов. Именно так работает новая телефония. В чем ее особенности и преимущества, рассказываем на примере «Ростелекома».
В Россию возвращаются иностранные марки одежды и обуви. Однако при этом некоторые сети из-за проблем с долгами сворачиваются. Что происходит на рынке одежды и обуви Белгорода и области?
Шесть фестивалей на любой вкус, «меловая» выставка и праздник... огурца! Чем порадуют очередные майские выходные, узнаете из нашей подборки.

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!