Как на карте появилось село Монаково? Говорят, более четырех веков назад по этим землям, тогда еще необжитым, из одной деревни в другую шел Лукьян Монаков. Путь был неблизким. Путник расположился отдохнуть на лесной поляне и услышал плеск воды – родник. Так понравилась ему эта вода, да и сама местность, что уже через год Лукьян с сыновьями построил здесь дом – первый на этой земле. По его фамилии и называли починок (сельское поселение в России до XX века), сегодня же – село Монaково Старооскольского округа.
«Не каждое село может похвастаться местом, с которого оно началось, своим истоком. Мы в Монакове знаем это место – улица Родниковая, на которой и поселился впервые Лукьян Семенович Монаков. Отсюда наше село разрасталось, расстраивалось, увеличивалось количество жителей», – рассказывает начальник управления Долгополянской сельской территории, в состав которой входит Монаково, Елена Коршикова.
По историческим справкам, больше сотни лет кроме фамилии Монаков других тут и не встречалось. Местные были сплоченными, чужаков не жаловали. Но со временем село разрослось. А в 1983 году, после расширения границ карьера Стойленского ГОКа, и вовсе стало в три раза больше. Сюда переселили жителей села Верхнее Чуфичево и Верхне-Атаманское. Сегодня все они себя именуют монаковцами.
Что ни делают, то всем селом. Местный краевед коренной житель села Иван Монаков уверяет, что так здесь было всегда. А как иначе, если бо́льшая часть монаковцев — родственники. Это доказанный факт. Иван Монаков написал уже две книги об истории села, есть и наработки для третьей. На страницах – информация, найденная в архивах Старого Оскола, Белгорода, Курска и даже Москвы. Работая с документами, краевед даже разработал свой собственный словарь знаков.
«Батюшки, писари – все они писали по-своему. И я разработал свою методику: какую-то букву расшифровал, записал, потом дальше», – объясняет краевед, местный житель Иван Монаков.
Зачем он все это делает, для чего сутками просиживает в архивах, разбирается в семейных хитросплетениях? Ответ его таков: для внуков, для детей. Чтобы знали, чтобы дальше прославляли эту славную фамилию.
Во время Великой Отечественной вдоль всей территории села шли страшные бои. О тех событиях помнит один из старейших жителей села Николай Филиппович Чурсин. Война началась, когда ему исполнилось 12 лет. Старшие братья ушли на фронт, а Коля остался помогать старикам вести хозяйство. В семье он был младшим из семерых. Но, говорит, как-то быстро повзрослел. Война заставила.
После оккупации Николай Филиппович участвовал в строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава, которую еще во время войны окрестили дорогой жизни и мужества. За 32 дня руками женщин и подростков было возведено более 90 км железнодорожного полотна. По ним на Курскую Дугу шли боевые эшелоны. По возрасту для строительства Чурсин не подходил. Но работать было некому – многих угнали в Германию, кто-то пострадал во время боев.
«Ко мне пришел бригадир и сказал: «Завтра поедем с тобой туда, повезем носилки, топоры, лопаты для строительства. Ты поедешь на лошади, поработаешь там». Вот мы с ним и поехали. Когда я приехал с ним на отведенное нам место, я посмотрел и налево, и направо – сплошная цепь живых людей. Люди копались, поспешали, как муравьи…» – вспоминает Николай Чурсин.
Николай Филиппович делится секретом: чтобы прожить жизнь счастливо, нужно любить. Свою семью, работу, Родину. А без этого вся жизнь зря. И, похоже, что этот секрет знают все монаковцы.