В 1943 году Старый Оскол в ходе ожесточенных боев был отвоеван у фашистов. В частях, что освобождали город, погиб каждый третий солдат – такова была цена свободы. Тогда трудно было даже представить, что разграбленный и разбитый после оккупации небольшой городок сыграет важную роль в решающей Курской битве.
Чтобы не просто дать отпор, а переломить врага, командование Красной армии приняло решение о строительстве стратегически важной железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Государственный комитет обороны определил срок строительства – с 15 июня по 15 августа. Но в итоге дорогу построили быстрее, несмотря на все трудности: короткие сроки, отсутствие специалистов и рабочих, нехватку материалов.
В послевоенные годы генерал-полковник технических войск Павел Кабанов, которого назначили ответственным за это строительство, написал в своих мемуарах:
«Я еле досидел до конца заседания. Из кабинета вышел оглушенный молниеносностью свершившегося... Сразу же распорядился направить на место строительства все наши силы и материальные средства. В гостинице разбудил полковника Ткачева, рассказал ему о полученном задании и его назначении начальником строительства. Через полчаса Александр Николаевич уже сел в мою автомашину и направился в Старый Оскол».
Тогда этому строительному объекту присвоят номер 217. Но позже дорогу назовут «Осколяночкой», потому что строить ее пришлось женскими руками. Направили в Старый Оскол и 2 тыс. красноармейцев из запасных частей, перебросили три железнодорожные бригады, а также специальные формирования народного комиссариата путей сообщения. Но главная сила – это мирные жители: женщины и подростки.
«Собирали девок по дворам: кого с работы, с полей. Детей не брали – не годны для тяжелого труда. Так те, кто порослее, лета́ приписывали и всё равно шли. Знали – отцам помогают, солдатам-братьям. И я так добавила: было мне 14, а сказала – 16».
Из воспоминаний строительницы дороги Старый Оскол – Ржава Елены Ровенских
А работа была совсем не женская – насыпи возводились вручную. Рельсы поступали старые из разобранных путей, не хватало шпал, да и самых простых инструментов. Землю носили даже в фартуках. Не было вдоволь и еды, чтобы восстанавливать силы после такой трудоемкой работы. Но самым страшным было не отсутствие еды и тяжелейший труд, а бомбежки. Гитлеровцы часто совершали налеты на линию. Но чем яростнее были вражеские атаки, тем быстрее шло строительство. Ненависть к врагам давала нечеловеческие силы.
Поезда по дороге мужества пошли в самый разгар Курской битвы – техника и грузы стали доставляться быстрее на целые сутки. С того дня к линии фронта без перерывов по ней пошли эшелоны с танками, а в обратном направлении – вагоны с раненными. День, когда по этому пути прошел первый поезд, стал не просто праздником. Это уже была победа. Их победа.