В Белгородской области подведены итоги реализации системы дуального обучения. В этом году выпускники белгородских техникумов и училищ впервые проходили независимую экспертизу. Она оценивает реальные знания и навыки молодых специалистов. 93 % успешно прошли квалификационные испытания. Кроме диплома, они получили свидетельство, подтверждающее их профессиональный разряд. Остальные итоговый «экзамен» провалили. Им выдали документ государственного образца, но без квалификационного свидетельства шансы трудоустроиться по специальности сводятся к нулю.
Всего были проверены 1827 выпускников, что составляет треть всех выпускников техникумов региона. Оценку их навыкам и умениям дали 14 квалификационных комиссий. В состав жюри вошли более 150 экспертов из числа работодателей.
В результате к концу обучения у половины выпускников уровень подготовки соответствует III профессиональному разряду, почти 40 % подтвердили IV. 122 выпускника не прошли независимую оценку квалификации. Последние, по словам первого заместителя начальника регионального департамента внутренней и кадровой политики Ольги Павловой, не готовы работать на предприятии, а значит, в штат такого сотрудника лучше не брать. «Я считаю, только так мы можем изменить подход обучения именно со стороны студентов, потому что они должны понимать, что их оценят не преподаватели, а будущие работодатели. И здесь уже поблажек быть не может», – считает Ольга Альбертовна.
В то же время при успешном прохождении независимой оценки выпускник не тратит время на поиски вакансий, а работодатель получает специалиста, полностью готового к труду на производстве.
Отметим, что сегодня дуальным обучением охвачены все колледжи и техникумы региона: по 32 рабочим профессиям и 79 специальностям. Если в 2013 году между ссузами и якорными работодателями было заключено 493 договора, в этом году – уже 608. За год число наставников на предприятиях увеличилось почти в четыре раза.
Тем не менее привлечь в конкретную отрасль нужное число молодых специалистов так быстро не удалось. Значительный недобор ощущается по специальностям «сварщик», «токарь» и «станочник». Разработчики проекта дуального обучения считают, что причиной нежелания ребят выбирать подобные специальности является слабая профориентационная работа, которую должны проводить не только техникумы, но и сами работодатели. Региональный департамент кадров ждет от них предложений по улучшению ситуации.