Сейчас практически любую музыку можно назвать фьюжном. Это сплав всех стилей и всех направлений. Но если говорить более узко, то фьюжн – это джаз-рок 70-х годов, причём преимущественно американский. Радиоведущий Владимир Марков и коллекционер виниловых пластинок Роман Шатерников, уже разбиравшиеся в истоках этого музыкального направления и вспоминавшие живые выступления фьюжн-музыкантов в Белгороде, продолжают слушать знаковые пластинки.
«Все фьюжн-музыканты не только исполнители, ещё и экспериментаторы и новаторы. Экспериментируют с формой инструмента, техникой исполнения, звукоизвлечения. Слушая эти композиции, можно подумать, что это музыка для эстетов, знатоков. Но это миллионные тиражи во многих странах мира. В каком-то смысле это массовая музыка», – рассказал Роман Шатерников.
Это один из самых известных альбомов американского музыканта Чика Кориа. Полностью изданный альбом – редкий случай для пластинок советской фирмы «Мелодия». Альбом «Return To Forever» вышел в 1972 году, но в СССР лонгплей увидел свет только спустя десятилетие.
Этот лонгплей входит в топ-10 значимых фьюжн-пластинок. Именно благодаря Weather Report в 80-х белгородские любители рок-музыки начали знакомство с джазовыми музыкантами вообще и фьюжном в частности. Участники группы Weather Report – всемирно известные музыканты, которые стали одними из самых влиятельных в своём направлении.
В записи фьюжн-альбома «Spectrum» принимали участие музыканты, имена которых хорошо известны любителям хард-рока. А Билли Кобэм не только супер-барабанщик. Он также композитор, автор песен, продюсер.
Музыка фьюжн существовала не только в Америке. Один из самых ярких примеров – французский джазовый скрипач Жан-Люк Понти. Он доказал, что скрипку можно использовать не только в классическом варианте, но и как электрифицированный музыкальный инструмент, причём с применением различных эффектов, которые обычно характерны для гитаристов. В своей музыке Жан-Люк Понти использовал европейские фольклорные традиции.