Как в песнях вокально-инструментальных ансамблей СССР начал появляться джаз
На советской эстраде не было групп, но были вокально-инструментальные ансамбли – ВИА. Это профессиональные музыкальные коллективы, которые имели официальное разрешение на проведение концертов. Часть их репертуара обязательно составляли народные песни, которые получали новое звучание благодаря уникальным аранжировкам. Автор и ведущий программы «Там, на виниловых дорожках. Перезагрузка» радио «Мира Белогорья» Владимир Марков вместе с музыкантом и диджеем Романом Шатерниковым перебирает старые пластинки и вспоминает самые яркие ВИА СССР. На этот раз речь пойдет о «Берендеях» и «Арсенале».
В начале 70-х гг. ХХ века в Московском лесотехническом институте был образован вокально-инструментальный ансамбль «Берендеи» под руководством Игоря Петренко. Вместе с вокальным квартетом под руководством Марка Леонтовича «Петрушка» музыканты выпустили всего одну пластинку «Концертная программа», что не помешало им стать культовыми исполнителями на пространстве СССР. В своем творчестве участники коллектива апеллировали к традициям русской культуры.
«Это уже не народная музыка, а авторские стилизованные композиции», – прокомментировал Роман Шатерников.
Если песня «Петрушечка» была околоджазовой, то джаз-рок-ансамбль «Арсенал» под управлением Алексея Козлова играл джаз уже в полном смысле этого слова. «Как при вечере» – композиция на тему русской народной песни. «Это уже настоящий джаз без всяких поправок», – говорит Роман Шатерников.
В свое время «Арсенал» был очень авторитетным коллективом. Он исполнял не только инструментальные композиции, но и первым исполнил рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Сама личность Алексея Козлова – феномен, который еще предстоит оценить по достоинству.