«ДвижОК» – программа для юных участников дорожного движения, которую радио «Мира Белогорья» готовит совместно с управлением ГИБДД России по Белгородской области. В этом выпуске погрузимся в историю пешеходных переходов, узнаем, какие они бывают и как правильно ими пользоваться, а еще поговорим о светофорах: как они появились, какие бывают и где установлен памятник светофору.
В правилах дорожного движения пешеходы – это не только те, кто находятся на дороге вне транспортного средства, но и те, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. Проезжую часть пешеходы пересекают по специальным переходам.
Пешеходный переход имеет очень древнюю историю. Хоть раньше и не было машин, но ездили колесницы, запряженные лошадьми. Дороги были завалены навозом, который после дождя превращался в болотную жижу. В Древнем Римe первыми придумали класть попрек дороги большие плоские камни, по которым переходили с одно стороны на другую. Подбирали такие, чтобы колеса колесниц могли точно попадать между этих камней. Всех все устраивало: и колесницы проезжали, и пешеходы проходили, не испачкав ноги.
Всем известная горизонтальная разметка – «зебра» – появилась в 1951 году в Великобритании. До этого на протяжении трех лет провели тысячи тестов для выявления вида оптимальной дорожной разметки. По их итогам выяснилось: лучше всего человеческий глаз выявляет чередование светлых и темных полос. За ходом эксперимента следил премьер-министр страны. Именно ему приписывают сравнение разметки с таким животным, как зебра.
• На нерегулируемых переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
• Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
• Пешеходы должны обозначать себя на дороге в темное время суток. Вне населенных пунктов они обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями.
Когда-то перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу, но могли попасть под копыта лошадей или колеса повозок.
В переводе с греческого языка светофор – «носитель света». Устройство, позволяющее регулировать потоки, было придумано больше 100 лет назад . 5 августа 1914 года в американском Кливленде появился полуавтоматический регулировщик с сигналами красного и зеленого цвета. Им управлял полицейский, который сидел в специальной будке. А уже в 1920 году к двум цветам светофора добавился и желтый. В Японии раньше вместо зеленого света использовался синий, но исследования ученых показали, что синий цвет хуже воспринимается человеческим глазом.
«Между красным и зеленым «глазами» светофора поместили еще один – желтый. Кстати, в некоторых странах вместо желтого используется оранжевый цвет. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, предупреждает о смене сигналов светофора, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено». Светофоры с тремя цветами называются трехсекционными», – рассказала инспектор ДПС в управлении ГИБДД Белгородского района Анастасия Баландина.
Иногда на светофорах, кроме трех основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зеленые стрелки. Они указывают направление, в котором разрешено движение. Также есть специальные светофоры для пешеходов: красный человечек – стоит, а зеленый – идет.
В США красный сигнал часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «Стоп»). А на берлинском светофоре изображен человечек в шляпе, который даже имеет свое имя – Ампельман.
В Лондоне установлен памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево. Высота этого «дерева» – 8 метров, и оно состоит из 75 светофоров, которые управляются одним компьютером. Этот светофор ничего не регулирует, но именно он является символом победы «трех огней» над дорожным хаосом.
• Дождитесь зеленого сигнала светофора! Но прежде чем переходить улицу, все же убедитесь, что все машины остановились.
• Внимательно посмотрите, нет ли поблизости машин, сворачивающих на вашу дорогу. Если есть – убедитесь, что они уступают вам путь.
• Дойдя до середины дороги, еще раз убедитесь, что все автомобили стоят и пропускают пешеходов.