Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда – купца первой гильдии, который происходил из семьи крестьян старообрядцев, был напорист, трудолюбив, занимался доходным в те времена извозом. Технический прогресс спутал планы: с появлением железной дороги в России дело, начатое им, стало ненужным. Отец – юрист, человек интеллигентный, образованный, быстро разорился. Мать, происходившая из дворян, рисовала акварели, играла на арфе и охотно занималась детьми.
В 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевелся на живописное – в пейзажный класс Алексея Саврасова, которого боготворил. После ухода мэтра юноша перешёл в петербургскую Академию художеств, но пробыл там всего несколько месяцев. Вернувшись назад в училище, он попал в мастерскую Поленова.
Именно Поленов познакомил молодого художника с известным меценатом Саввой Мамонтовым. Для его оперы Коровин работал 16 лет, а позже стал главным декоратором императорских театров и совершил настоящий переворот – художник создавал «декорации настроения». Сам Константин Алексеевич говорил о своем подходе так:
«Неожиданностью форм, фонтаном цвета мне хотелось бы волновать глаза людей со сцены».
Новаторство поначалу не приняли. Актеры рвали костюмы, созданные по его эскизам. Рабочие добавляли в краску соль, чтобы декорации долго не сохли. Порой Коровин приходил в театр с револьвером за поясом. В итоге его творчество получило заслуженную славу. Он оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане. В 1890 году за оформление русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже Коровин был удостоен 2 золотых, 7 серебряных медалей и ордена Почётного легиона Франции.
Друзья Коровина восхищались лёгкостью художника. Он всегда был в приподнятом настроении, много шутил, обладал компанейским характером. Но жизнь мастера состояла не только из творческих побед, а ещё и череды настоящих трагедий. Пережив смерть отца, который из-за бедности и лишений покончил с собой, Коровин стал преподавать в родном училище, в 1905-м его избрали академиком. Но личная жизнь терпела крах. Первый сын умер, а второй, которого художник любил самозабвенно, в 15-летнем возрасте попал под трамвай и лишился ног. В этот же период ушёл из жизни старший брат Коровина. Нарушила душевное равновесие русского импрессиониста и революция. Поначалу он пробовал перетерпеть и приспособиться. Но лучше не становилось. Имение отобрали, началась травля в прессе. В 1922 году Коровин принёс работы в Третьяковскую галерею. Ему сказали, что для пролетарского государства они ценности не представляют. Нарком просвещения Луначарский посоветовал эмигрировать.
В 1923-м Константин Коровин уехал в Париж, рассчитывая поправить бедственное положение, подлечить сына-инвалида, жену и поскорей вернуться обратно, но планы так и не осуществились. Обещанное место художника-декоратора в престижном театре ему не досталось. Большая персональная выставка сорвалась из-за предательства агента Ивана Крайтора. Один из мемуаристов писал:
«Я был свидетелем, как погибал великий русский художник, любящий Родину человек. Он бедствовал, менял свои прекрасные полотна на бутылку вина. А Крайтор, как хищник, вырывал у него картину за картиной...»
Коровин работал много и усердно, не отступал, но скоро стал терять зрение, взялся за перо. Он умер от сердечного приступа в сентябре 1939-го, во время бомбардировки Парижа немцами.