Никодим Павлович Кондаков – историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусств. Родился в 1844 году в слободе Халань Новооскольского уезда Курской губернии, в большой семье бывшего крепостного, купца, управляющего имениями князей Трубецких. Когда Никодиму был год, дела позвали отца в Москву. В столице окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал историю искусств в училище живописи, ваяния и зодчества. Защитил две диссертации. Однако в Москве молодому ученому не нашлось места.
В 1870 году Никодим Павлович стал доцентом, а потом и профессором Новороссийского университета в Одессе. Он не был кабинетным учёным – вплоть до 70-летнего возраста объездил не только окраины Империи, Европу, но и экзотические страны, где научные экспедиции порой превращались в опасное приключение. Кондаков руководил археологическими раскопками в Крыму. Он создал новую отрасль знания – византологию.
В 1888 году начался его самый плодотворный период. Кондаков был приглашен в Санкт-Петербург на кафедру истории искусств. Кроме того, он был старшим хранителем отделения Средневековья и эпохи Возрождения в Эрмитаже, входил в комиссии Академии художеств, участвовал в создании Русского археологического института в Константинополе. С 1901 году Кондаков изучал византийские иконы, став в этой области непревзойденным специалистом. Он основал Комитет попечительства русской иконописи, создавал собрания в Третьяковской галерее и Русском музее.
После Февральской революции Кондаков уехал в привычную Одессу, но революционный хаос везде разрушил возможности для научной работы. Никодим Павлович читал лекции в университете, подготовил к изданию книгу «Русская икона». В январе 1920 года учёный отправился в вынужденную эмиграцию. Когда Кондакову выдали билеты на теплоход в Стамбул в 3-й класс, он сказал:
«Прикажу этот билет в гроб с собой положить. Я думал, что отечество – мой должник, а оно на 76-м году жизни не даёт мне койки во время эвакуации».
После долгих мытарств учёному удалось попасть в Болгарию, где он преподавал в Софийском университете и очень страдал от невозможности заниматься научной работой.
Два года спустя Кондакова пригласили в Карлов университет, что просто окрылило его. Прагу тогда называли «русским Оксфордом». Туда съехались полторы сотни профессоров и академиков. Популярность учёного росла.
Академик пяти академий, профессор четырёх университетов, кавалер множества орденов, включая французский орден Почётного легиона. Кондаков всю жизнь посвятил науке. Его самоотверженное служение можно сравнить с аскетическим подвигом монахов. Недаром на экслибрисе – эмблеме, украшавшей книги из его библиотеки, он поместил древнее изречение:
«Чернила учёных и кровь мучеников взвешиваются в День Воскресения, но ни одно из них не преобладает над другим».