Синдром Стендаля, или Теория счастья устами французского писателя
«Литературная слава – это лотерея. Я вытягиваю билет с выигрышным номером», – так однажды заявил французский писатель Мари-Анри Бейль. Он же Стендаль – под таким псевдонимом опубликованы наиболее важные его книги. Родился автор в 1783 году в Гренобле.
Вся жизнь Анри была будто соткана из противоречий. Он был смелым человеком и не сгибался под пулями, но из-за глупенькой актрисы мог бросить карьеру и поступить в лавку приказчиком. Выполнял рискованные поручения карбонариев и почти одновременно хлопотал перед правительством, стремясь получить титул или крест Почетного легиона. Стендаль много писал, но при жизни выпустил лишь 13 книг. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, путеводители. На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: «Наблюдать за поведением человеческого сердца». Его большие книги предварялись посвящением: «To the happy few» – «Немногим счастливцам».
Поклонники романиста вывели из его произведений целую теорию счастья – так называемый бейлизм, который предписывал «не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в предвкушении неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности». А ученые до сих пор называют культурный шок синдромом Стендаля.
Роман «Красное и черное» был создан на основе реальных событий в 1830 году. По сюжету, действие происходит во Франции в 1820 годы. В доме мэра провинциального городка появляется новый гувернер – Жюльен Сорель, молодой человек, полный честолюбивых планов. Между образованным и привлекательным молодым человеком и супругой хозяина дома возникает любовная связь.
Автор наделил героя своими чертами: интенсивной внутренней жизнью, постоянным стремлением разобраться в самом себе и в окружающем мире. Он писал:
«Я пылок, страстен, безумен, искренен до крайности, как в дружбе, так и в любви, но только до первого охлаждения».
В Жюльене Сореле то же сочетание «льда и пламени» – холодного ума и пылкой души, необузданного воображения. Но он не оставлял сомнений в том, что несмотря на исключительность характера, его герой – типичный представитель целого поколения талантливых плебеев.
Даже Лев Николаевич Толстой перечитывал роман «Красное и черное» дважды. Не отстаем от классиков!