
Вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств, утверждал английский писатель, романист и эссеист, Джон Фаулз. Он обладал уникальным слогом и чувством стиля, умело вплетал в выдуманную ткань произведения точные исторические факты, глубокий психологизм и искренность душевных исканий героев. Мировую славу ему принес роман «Волхв» (1956).
Джон Фаулз родился в 1926 году. Закончил престижную школу, поступил в университет, однако незадолго до окончания Второй мировой войны оставил его. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфорд, специализируясь во французском и немецком языках, позже преподавал во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес. Впоследствии он называл Грецию своей второй родиной. На острове он и начал писать.
Роман «Волхв» был издан в 1965 году. Его мировой тираж составил 4 миллиона экземпляров. Фаулз переписывал роман несколько раз в течение десяти лет. Как и во всех произведениях писателя, метафизика и рефлексия здесь так же глубоки, как и драматический сюжет. Роман-игра, роман-ребус, интеллектуальная загадка. «Игра в бога» – таким было его изначальное название. Литературоведы называли роман «усложненным и спорным», «символическим» и «мистическим», самым «неясным» и «изобретательным», «парадоксальным» и «причудливым». Сам Фаулз настаивал на том, что в нем не больше смысла, чем в пятнах Роршаха.
Эпилогом произведения Фаулз выбрал латинскую фразу: «И познает любовь не любивший ни разу, и полюбит тот, кто уже отлюбил». Это история мучительных переживаний, которые выпали на долю молодого школьного учителя на затерянном греческом острове в 50-е годы. Именно остров Спецес, на котором жил писатель, послужил прообразом места действия в романе . По каким-то таинственным причинам молодой человек подвергается бесконечной череде хитроумных испытаний, психологических опытов загадочного мага, пугающих и одновременно притягивающих.
«Я с детства пытался превратить реальность в вымысел, отгородиться от жизни; я вел себя так, будто некто незримый наблюдал за мною, вслушивался в меня, выставлял за мое поведение оценки, хорошие и плохие, – бог был для меня автором, с которым я чутко считался, будто персонаж, наделенный уменьем подладиться, подневольной тактичностью, готовый в меру разумения выкроить себя по мерке, придуманной автором-богом. Я сам сотворил и взлелеял в себе эту паразитическую форму супер-эго, а она опутала меня по рукам и ногам. Не щитом моим стала она, но ярмом. Теперь я прозрел – на целую смерть позже, чем надо бы»
Отрывок из романа «Волхв» Джона Фаулза
«Торопитесь опустить занавес? – писал автор, – В настоящем спектакле занавеса не бывает. Как только его доиграют, он принимается играть сам себя».