Советы от владельцев мастерских начинающим бизнесменам
Самое важное и, наверное, самое сложное на начальном этапе – найти профессиональных портных и швей. От этих людей, качества их работы полностью зависит репутация вашего ателье. Брать в команду новичков с маленьким опытом в швейном деле дизайнер и владелец мастерской Юлия Шакирова не советует:
«Нам очень часто пишут начинающие, но нам некогда и не на чем их учить. Клиент приходит, заказывает изделия, и он не хочет, чтобы на нем кто-то тренировался. Когда я набираю новых сотрудников, они проходят тестовое задание – обязательно отшивают мне изделия. Сейчас это шелк, потому что его не просто шить».
Можно обращаться к мастерам, которые занимаются пошивом на дому. Но тут есть свои риски. Так, например, Юлия Шакирова признается, что не всегда в таких случаях довольна качеством услуг. Некоторые специалисты обучались профессии на краткосрочных курсах, а этого недостаточно.
По словам руководителя еще одного белгородского ателье Татьяны Воробьевой, важно, чтобы мастер имел полноценное профессиональное образование. Сейчас в ее команде работает 10 человек – это мастера с еще советским образованием.
«Портные закончили учебный комбинат, комбинат бытового обслуживания. Прекрасные специалисты. Им без разницы что делать – шить шубу или шифоновое платье. Когда приходят к нам по вакансии, я сразу уточняю насчет образования. А когда соискатели заканчивают краткосрочные курсы, качества работы нет, их нужно учить», – комментирует Татьяна Воробьева.
Вам же совсем не обязательно уметь шить, если вы хотите открыть свое ателье. Однако нужно быть талантливым руководителем – при формировании команды важно разграничивать зоны ответственности специалистов. Например, раскройщик не должен заниматься поиском пуговиц или тканей. Кроме того, владелец мастерской должен сам чувствовать и видеть, как на человеке будет выглядеть та или иная вещь. Остальное – работа портных:
«Я даже шить не умею. Элементарных вещей не могу сшить. Но я понимаю, как это должно быть, как это должно выглядеть на фигуре, как это должно сидеть, куда шов не должен уходить и какие складки должны быть. Все эти особенности я понимаю, и в процессе примерки мы уже с мастером работаем в тандеме, друг другу помогаем, подсказываем», – говорит дизайнер Юлия Шакирова.
Следующий ваш шаг – рассчитать материальные ресурсы. Попросту говоря, нужно арендовать помещение, закупить оборудование и материалы. На это в среднем у вас уйдет около 300 тыс. рублей. Начнем с помещения. Как считают эксперты, не обязательно делать выбор в пользу дорогой площадки в центре города, на начальном этапе вашего бизнеса можно разместиться и в спальном районе. Важно наличие рядом остановки, чтобы клиенты без проблем могли до вас добраться.
Фото: группа «Модного пространства Юлии Шакировой» «ВКонтакте»
Чтобы было удобно и вашим мастерам, и заказчикам, помещение должно быть просторным. Так, например, изначально «Модное пространство Юлии Шакировой» располагалось на площади чуть более 30 квадратных метров, однако, по словам дизайнера, этого было достаточно только для двоих мастеров. Когда штат расширился, пришлось сменить и помещение на более просторное.
Занимаясь закупкой оборудования, помните – на этой статье расходов лучше не экономить. Стоимость хорошей швейной машинки начинается от 15 тыс. и доходит до 100 тыс. рублей. Сократить расходы в швейном бизнесе можно на другом – например, если заказывать материалы у крупных поставщиков.
«Сэкономить можно на поставщиках, на доставке товара, логистике. В Белгороде в специализированных магазинах может быть зачастую ткань дороже в два, в три раза, чем если, например, заказывать из Новосибирска. Начинающему предпринимателю важно продумать эту систему заказов», – рассказывает сын руководителя белгородского ателье Александр Воробьев.
Однако руководитель «Модного пространства» Юлия Шакирова остерегается заказывать материалы через Интернет. По ее словам, ткань нужно обязательно увидеть и потрогать. Поэтому она сотрудничает с белгородскими и харьковскими магазинами и пользуется партнерскими скидками.
Фото: группа «Модного пространства Юлии Шакировой» «ВКонтакте»
Для эффективного привлечения клиентов эксперты советуют работать с каждым сегментом аудитории отдельно. Например, рекламной площадкой для молодежи могут стать социальные сети «ВКонтакте» и Instagram. Чтобы привлечь старшее поколение, стоит активно публиковаться в «Одноклассниках».
«Мы стараемся свои посты в социальных сетях адресовывать отдельной категории граждан. «ВКонтакте» у нас более молодежная аудитория, там мы чаще выкладываем платья. А вот там, где люди постарше, мы можем рекламировать, например, ремонт шуб. В «Одноклассниках» – больше семейная аудитория, здесь часто заказывают школьную форму. Такая реклама более действенная, чем некоторые традиционные источники, например, газеты», – говорит Александр Воробьев.
Выделиться среди массы конкурентов и рассказать о себе можно с помощью участия в фотопроектах. Например, Юлия Шакирова совместно с фотографами и стилистами создает для модных журналов образы моделей. Ее коллега Татьяна Воробьева последние три года активно использует виртуальные доски объявлений.
Получить крупный заказ также можно, непосредственно рассылая потенциальным клиентам коммерческие предложения по пошиву корпоративной униформы или сценических костюмов. Повысить доверие к ателье смогут детальные фотографии изделий.
Чтобы обойти стороной большинство своих конкурентов, выберите отдельную специализацию. Проанализируйте рынок, изучите предложения других белгородских ателье и найдите для себя нишу, которая еще не занята. Так, например, в Белгороде не хватает мастеров мужского костюма, отмечает Юлия Шакирова:
«Я бы посоветовала начинающим сделать упор на том, чего не хватает в городе. У нас как раз почти нет мастеров именно по мужской одежде. Их критически мало, эта ниша действительно пустует».
Если, по словам экспертов, сегодня трудно найти квалифицированных работников общего профиля, то дефицит узких специалистов ощущается еще острее. Например, в областном центре нет мастеров по головным уборам или скорняков – тех, кто занимается пошивом меховых изделий.