Воздух этого дня – 9 мая – пронизан мелодиями победы и весны. Неважно, написаны ли они в суровые годы войны или спустя полвека после окончания Великой Отечественной. В этих нотах и стихах нет ни грамма фальши. Это песни, под которые шли на бой наши отцы, деды и прадеды; песни, которые пели за столом наши родители. В них есть всё: вера, надежда, любовь и то неуловимое, что делает нас русскими. Радиоведущий Владимир Марков расскажет истории некоторых из них.
Советский четырехсерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне «Щит и меч» вышел в прокат в 1968 году. Ленту по роману Вадима Кожевникова снял режиссер Владимир Басов. Песня «Махнем не глядя», которая прозвучала в этом фильме, воспринимается как солдатский фольклор. Это не случайно. Композитор Вениамин Баснер с 1942 года служил в военном оркестре, а стихи написал поэт-фронтовик Михаил Матусовский. Они прекрасно знали, что на войне существовал обычай меняться дорогими сердцу безделушками. Иногда в открытую, а еще чаще – по принципу «махнемся не глядя». И добротнейшие часы шли за простенькую медную зажигалку. О таких потерях никто не жалел, потому что эти вещицы напоминали бойцам о встречах со своими боевыми друзьями.
В 60-е годы прошлого века многие мальчишки мечтали стать летчиками. Был среди них и радиоведущий Владимир Марков. Ребята жадно читали мемуары советских асов и с нетерпением ждали выхода каждого нового фильма о военных пилотах. Предвкушали эффектные кадры воздушных сражений. Кинокартина «Хроника пикирующего бомбардировщика» появилась на экранах в 1967 году. В фильме Наума Бирмана о буднях фронтовой авиации к великому восторгу советских мальчишек были сняты настоящие военные самолеты ПЕ-2. Не макеты, не похожие, а те самые бомбардировщики. Минут через 15 юные зрители забыли о том, какие там были самолеты. Потому что поняли, какие там были люди: как они жили и как умирали. С тех пор Владимир Марков полюбил песню Александра Колкера и Кима Рыжова «Туман». Ее проникновенно спел джазовый композитор Станислав Пожлаков. Музыкант знал, о чем поет – единственный из четырех детей в семье он пережил ленинградскую блокаду.
Война – это дело молодых. На фронте люди не только воевали, но и любили. Кто мог рассказать об этом лучше поэта, писателя фронтовика-орденоносца Константина Симонова? В 1970 году по его сценарию был снят фильм «Случай с Полыниным». В любовных историях мы привыкли к хэппи-энду. Но это необычная и удивительная лента. В ней нет счастливого конца, зато есть чистое чувство, связавшее командира авиационного полка Полынина и молодую актрису фронтовой бригады Галину Прокофьеву. В фильме звучит всего одна песня – «Фляга». Ее написали Константин Симонов и композитор Юрий Левитин. Когда мы слушаем эти простые слова и незатейливую мелодию, особенно остро понимаем, как беспощадна война и прекрасна жизнь.
Идея включить в фильм «Белорусский вокзал» песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа», принадлежала автору сценария Вадиму Трунину. Окуджава согласился участвовать в картине лишь после просмотра уже отснятых фрагментов. Позже поэт говорил, что его привлекла возможность написать окопную песню. Какие песни пели на фронте, Окуджава знал отлично: минометчик гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса воевал под Моздоком. 16 декабря 1942 года он был ранен. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Рядовой Окуджава знал цену победы и крепость фронтовой дружбы. Может быть поэтому песня стала народной.
Песня «От героев былых времен» или «Вечный огонь» впервые прозвучала в легендарной киноленте «Офицеры». Из характеристики наградного листа автора стихов к этой песне Евгения Аграновича: «Смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист, поэт, часто бывающий на поле боя». Он прошел всю войну – от столицы до столицы. Песня говорит с каждым слушателем как с близким другом. И поэтому столько лет не стареет. Вместе с ней живет и наша память о героях былых времен, и сегодня мы вновь говорим им всем спасибо за великую Победу!