Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


Архитектурная среда. Неовизантийский стиль

Архитектурная среда. Неовизантийский стиль

Преемница Древнего Рима, которая одновременно считалась «империей греков». Речь о Византийской империи – хранительнице наследия греко-римского мира. Уже после падения ее столицы – Константинополя – долгое время византийская культура оказывала влияние на другие страны и народы. И даже сейчас в современной архитектуре мы можем наблюдать отголоски великой империи.

В конце XIX — начале XX века популярность набирает неовизантийский (или псевдовизантийский) архитектурный стиль. Но так получилось, что белгородские здания с элементами этого стиля были построены совсем недавно, уже в нашем XXI веке. Исключение – Свято-Никольский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, который выполнен в промежуточном между неовизантийским и псевдорусским стилями – русско-византийском. Собор был заложен в начале ХХ века – в 1906 году. Кроме того, что он является одним из немногих зданий Белгородской области, включающих в себя элементы византийской архитектуры, он признан самым большим действующим православным храмом в нашем регионе.

Свято-Николаевский собор (Валуйки)

Свято-Николаевский собор (Валуйки). Фото: официальный сайт администрации Валуйского района

В 2012 году в Белгороде митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном был освящен храм Почаевской иконы Божией Матери. На примере этой каменной церкви можно подробно рассмотреть особенности неовизантиской архитектуры. И у нас с вами есть прекрасная возможность пополнить свой архитектурный словарь.

храм Почаевской иконы Божией Матери Белгород

Храм Почаевской иконы Божией Матери (бул. Юности, 3б). Фото: Евгения Здесенко

В первую очередь стоит обратить внимание на композицию и объем самого храма. Пересечение двух сводов образует символичный в православии крест, увенчанный главным куполом. Такая конструкция называется крестово-купольной, и впервые она стала использоваться именно в Византии. Купола в византийском храме расположены на широких низких основаниях – барабанах, которые в свою очередь декорированы оконной аркадой (рядом арочных окон).

В некоторых византийских храмах барабаны малых куполов лишь наполовину выступают из здания, а не являются отдельными цельными элементами как в храме Почаевской иконы Божией Матери. Такие полукупола выступают в роли перекрытия для апсид (что такое апсида см. в нашем материале) и называются конхами.

Вычурность, пышность, утонченность – византийские храмы создавали и создают эффект роскоши. Достигается он за счет конструктивно-объемный решений, декорирования фасада и богатого внутреннего убранства. Подобное впечатление создает совсем недавно построенная (в 2015 году) часовня Святого князя Владимира на Соборной площади Белгорода. Облицованная белым мрамором, украшенная аркадами на барабане купола и фасаде, часовня стала настоящим украшением площади.

Часовня Святого князя Владимира

Часовня Святого князя Владимира (Соборная площадь). Фото: Евгения Здесенко