Людмила Ильинична Колесникова – заслуженный архитектор России, член Союза архитекторов России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства БГТУ им. Шухова, аттестованный государственный эксперт по работе с объектами культурного наследия народов РФ.
Барокко в России получило название по именам владельцев, которые заказывали постройки – петровское, строгановское, голицинское, елизаветинское, нарышкинское и другие. Однако каждое из них впитало русскую культуру, что и позволяет объединить их под общим названием русское барокко.
«Надо сказать, что все архитектурные стили все равно развиваются на базе национальной культуры. И все, что пришло в Россию, имеет свои черты, свои особенности. И когда в нашу страну в конце XVII века начинает проникать европейское барокко, оно заимствует традиции русской архитектуры – многие детали, композиционные приемы, декоративные элементы», – комментирует Людмила Колесникова.
Основные черты, присущие барокко: вычурность и сложность форм, создание пространственных иллюзий, игра света и теней, большие или порой даже гигантские размеры, динамичность, так называемая «боязнь пустоты» – обилие деталей на фасаде здания.
Однако своеобразные отличительные черты характерны для барокко именно в провинции, где вы не увидите таких пышных форм и вычурного убранства, как в крупных городах. Например, для провинциального барокко характерно использование лепнины в оформлении фасадов, что помогало сэкономить на дорогих материалах.
Проследить развитие стиля барокко в нашем городе можно именно на примерах храмовой архитектуры, в то время как в России в целом этот стиль проявляется и в дворцовых постройках. Так, Зимний дворец в Санкт-Петербурге – яркий представитель этого направления. В Белгороде стиль барокко ярко демонстрируют храмы и соборы.
Успенско-Николаевский собор (ул. Пушкина, 19)
Самый старый из сохранившихся храмов в Белгороде – Успенско-Николаевский. Его строительство начато в 1692 году. Согласно историческим документам, на постройку пожертвовал деньги сам Петр I.
В композиции здания используется прием «восьмерик на четверике», который изначально применяли в русском зодчестве, а потом его позаимствовало и барокко. Это контрастное сочетание создает особый динамизм, стремление ввысь, что также является характерной чертой для данного архитектурного направления.
«Восьмерик на четверике» – тип композиции, присущий в основном церковным зданиям, при которой нижняя часть представляет собой куб, а верхняя – восьмигранник.
Успенско-Николаевский собор представляет собой сложную комбинацию барокко и русского стиля. Так, о последнем нам говорит оформление окон и шатровая колокольня храма.
Покровская церковь Марфо-Мариинской обители (ул.Пушкина, 19-а)
Впервые Покровская церковь упоминается в 1626 году. А каменный храм был построен уже в 1791 году. Вместе с Успенско-Николаевским собором они объединены в монастырский ансамбль. В композиции Покровской церкви мы тоже наблюдаем четверик, но уже со сложной апсидой.
Апсида – элемент, который в храмовой архитектуре представляет собой пристройку, примыкающую к основному объему здания и перекрытую полукуполом или сомкнутым полусводом.
С течением времени храм обрастает новыми постройками, которые влияют на цельность его стиля. И если архитектура Успенско-Николаевского собора тесно переплетается с русским стилем, то Покровская церковь содержит элементы раннего классицизма – пилястры на фасаде здания, строгие формы четырехъярусной колокольни, цветовое оформление.
Смоленский собор (Гражданский просп., 50а)
Смоленский собор, построенный в середине XVIII века – редкий тип храма. Как и другие белгородские постройки в стиле барокко, он вобрал в себя черты русской архитектуры. Так, столпы, переходящие в своды внутри храма, – прием, характерный именно для русского зодчества. Однако игра объемов здания, динамичность форм, увеличенные элементы, стремящиеся к гигантизму (например, двухэтажная овальная апсида) – решения, присущие именно направлению барокко.
Фото: Евгения Здесенко