15 марта в календаре праздников значится Всемирным днем защиты прав потребителей. Он появился еще в 1983-м. В этом году он проходит под девизом «За надежные смарт-устройства». Как защитить права потребителя в интернет-пространстве? Есть ли правила при совершении покупок в Сети? Опытный покупатель в интернете, директор одного из сервисных центров города Белгорода Андрей Александров сформулировал пять основных.
Очень часто покупка в интернете совершается при переходе по рекламному баннеру на сайтах или в социальных сетях. Рекламодатели в свою очередь используют таргетинг, который основывается на ваших поисковых запросах в браузере, голосовых запросов к «Алисе» или Siri. Так, реклама, которую вы видите, конкретно подобрана под вас. Не вся, но большинство. Фактически рекламодатель уже знает, что вам нужно. Эту информацию используют, чтобы спровоцировать вас совершить покупку. Фактически товар, который стоит, допустим, 300 рублей, там может стоить 1,5 тыс. и более уже со скидкой. Поэтому успокаиваемся и задаемся вопросом «А могу ли я купить это дешевле?». Копируем название товара и ищем на других ресурсах.
Эта платформа – не магазин, а площадка, где встречаются продавцы с покупателями. Там много магазинов, и у каждого свои цены. Здесь есть несколько моментов, на которые нужно обратить особое внимание:
Покупаем технически сложный товар на площадках типа Aliexpress, Ebay и Amazon с осторожностью и только тех брендов, у которых действует глобальная гарантия, т. е. в случае неисправность товар можно будет сдать в сервисный центр компании местного представительства. Гаджеты лучше покупать у сетевых ретейлеров или в фирменных магазинах, например, Sony или Apple. Если вы не уверены в такой покупке, лучше позвонить в представительство бренда и попросить подсказать, в каком из интернет-магазинов можно заказать их продукцию. Учтите, что отправка товара обратно производится за ваш счет.
Технически сложный товар, например, телефон, должен быть упакован в пленку, а на коробке должна быть фирменная наклейка. Вы должны открывать его первым, если коробка уже открыта – контрафакт. То же самое и с остальными гаджетами.
Не покупайте гаджеты по цене ниже рынка на 20 % и более – рискуете купить устройство, не предназначенное для российского рынка (на китайском языке или без поддержки наших GSM-сетей) или б/у экземпляр. Со всеми гаджетами – главное не цена, а наличие гарантии.
При этом не стоит покупать дополнительную гарантию от магазина за отдельную плату – обычно она работает плохо.
Дорогие телефоны и телевизоры страхуйте при покупке. Если разобьете, вспомните этот совет добрым словом
При заказе одежды уточняйте, какой размер (например, европейский или российский) используется продавцом. Почитайте негативные отзывы о магазине и товаре. Посмотрите видеобзоры обычных людей, не смотрите обзоры топовых блогеров – они любят брать за обзоры деньги, жертвуя объективностью. Для выбора товаров и просмотра отзывов используйте сервис «Яндекс.Маркета».
Товары к Новому году, 8 марта, 23 февраля и другим праздникам заказываем в интернет-магазине за месяц, а лучше за два. Обычно в последние две недели перед праздниками интернет-магазины и транспортные компании перегружены.