Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Старооскольская Знаменка – родина «великих голодранцев»

Старооскольская Знаменка – родина «великих голодранцев»

Широкие поля, тишина и непокидающее чувство свободы. Недаром за глаза эти земли называют родиной «великих голодранцев». Местные и не думают обижаться, подтверждая, это земля трудолюбивых и свободолюбивых людей, которые стали не только героями книги, но даже художественного фильма. Знакомьтесь: село Знаменка Старооскольского округа.

Земли Меньшикова

Село Знаменка было образовано в 1717 году. В знаменские территории входит четыре населенных пункта: села Знаменка, Ново-Николаевка, Сергеевка и хутор Рекуновка. Знаменка – самая большая из них: свыше 5 тыс. гектаров и почти 1 тыс. жителей. Князь Меньшиков выкупил земли у солдат Острогоржского полка, которые несли службу по охране границ России. Первыми поселенцами здесь были выходцы из разных мест России. Меньшикова же в Знаменке никогда не видели, как и потомков великого рода. Хотя доход приносили исправно.

До середины XVIII века село именовалось Княжья слобода. Лишь после строительства деревянной церкви в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы Новгородской село стали именовать Знаменкой. Огромный храм, построенный в 1830 году на месте старой церквушки, – единственное, что сегодня здесь напоминает о Меньшиковых.

Имение Байбуса

Немногое сохранилось и от имения Байбуса, последнего помещика знаменской земли, в свое время купившего ее у Меньшиковых. До недавнего времени в Знаменке еще жили те, кто прислуживал у Байбуса. Свое имение он намеренно построил вдали от села и даже поговаривают, что окопал рвами, чтобы без его ведома чужой скот не забредал. А вот подъезды к имению обустроил, как и подобает, по-барски.
Учитель русского языка и литературы Валентина Кондратенко много лет занималась краеведением, собирала рассказы местных жителей о Байбусе, писала научные работы и даже помогла разработать туристический маршрут. Правда, показывать практически нечего. В середине прошлого века все постройки некогда огромного хозяйства были разобраны по кирпичам.

Байбус в основном занимался выращиванием хлеба и животноводством. К делу подходил основательно: скот закупал исключительно элитный, а сельскохозяйственную технику только самую лучшую – диковинные тракторы, насос для полива вез из Германии.

В соседних оврагах были два пруда, в которых заготавливали для него лед. А в центре усадьбы стоял двухэтажный особняк на 18 комнат и стеклянная оранжерея с цветами. Сейчас даже трудно указать месторасположение. Примерно на окраине вот этого поля. 

«Байбус очень много строил. Это можно сравнить только с современным XX веком. Никогда у нас столько никто ничего не строил. Как он купил, как появился с конца XIX века, и сразу пошли строения… Как рассказывали, к нему обращались крестьяне и он не отказывал», – рассказала Валентина Кондратенко.

Клад помещика

Имение было богатым, доходным. Потому в Знаменке до сих пор можно встретить кладоискателей. Ищут сокровища Байбуса. Подогреваемые местной легендой о том, что эмигрируя в Германию, в спешке он так и не успел перевести туда свои деньги, закопав клад где-то в районах Знаменки.

«Если следовать за нашими краеведами и, как крестьяне говорили, он не собирался убегать. То есть до последнего и он, и его семья были здесь. Сложилась легенда, что клад остался, именно потому, что Байбус был тут до последнего. И уже когда большевики сумели тут твердо закрепиться, только после этого он покинул территорию Знаменки», – рассказала Валентина Кондратенко.

В 1971 году Знаменку посетил внук Ивана Байбуса Кирилл Сикорка, сегодня житель Канады. В Россию он приезжал по работе, говорил, что дедушка и папа до последнего вспоминали Знаменку, много про нее рассказывали. Поэтому он и захотел ее увидеть.

Эпоха «великих голодранцев»

На смену Байбуса пришли «великие голодранцы». Позже их в своей книге опишет местный житель Филипп Наседкин. Сегодня ему в местом знаменском музее отведен целый зал.

«Наседкин Филипп Иванович вслепую уже, незрячий, печатал свои книги. Самая известная его книга – это «Великие голодранцы», в которой прототипом главного героя Хвилли Касаткина является он сам, и жители села –тоже персонажи этой повести. Повесть была опубликована впервые журналом «Юность» в 1967 году, а в 70 за нее Филипп Наседкин он был удостоен Ленинской премии», – рассказала заведующая музеем села Знаменка Ирина Унщикова.

Знаменцы говорят, описывал все правдиво. Как боролись за коллективизацию, как сложно вставали колхозы, как больно шла борьба с кулаками. Именно тогда Наседкин, крепкий деревенский парень, подорвал здоровье. Из-за чего полностью ослеп к концу жизни. Но Хвилька был упорным, много работал и много писал. Вырос до большого человека в Москве, но про Знаменку не забывал: приезжал погостить, помогал односельчанам и даже организовал премьеру фильма «Великие голодранцы» в родном селе.

До последних дней Наседкин переписывался с односельчанами. Умер он 4 июня 1990 года. Как и подобает видному деятелю, похоронен в Москве, в родной же Знаменке его имя присвоено модельной библиотеке. А также в селе есть улица Наседкина.

Родина ученых и героев

Знаменка – родина не только заслуженного писателя, но и ученых, генералов и даже Героя Советского Союза. Что ни дом, то родовое имение знаменитости. Говорят тут склад у людей особый. Все делать на совесть. Например, Варвара Нескоромных. В довоенные годы обычный сельский врач, а когда в 42-м в окружении начались бои, она возглавила в Знаменке военный госпиталь, который не прекращал работу даже во время оккупации. Советских солдат она спасла хитростью – убедила немцев, что в госпитале тиф. Чтобы не заразиться, они обходили его стороной. А Варвара Никитична продолжала выхаживать солдат.

Десятки писем, которые приходили на адрес больницы и лично Нескоромных, теперь хранятся в местном музее. А некоторые солдаты после Победы даже приезжали в Знаменку поклониться матери – так они между собой называли Варвару Никитичну, которая подарила им вторую жизнь. Не меньше заботилась она и об односельчанах.

Сегодня о тех страшных событиях напоминает лишь памятник в центре села. На нем выбиты имена односельчан, которые не вернулись с войны и тех солдат, что погибли в боях за Знаменку.

Кружева на коклюшках

Памятник и местный Дом культуры объединяет одна площадь. Мимо бронзового солдата ежедневно пробегают десятки детей, на занятия в кружки, на концерты идут пенсионеры. В Доме культуры почти два десятка коллективов. Здесь и открытки учат делать, и вышивать, и даже плести на коклюшках.

Коклюшками в Знаменке увлеклись три года назад. Она из местных жительниц заинтересовалась, попробовала, рассказала и показала другим. Так и пошло. И даже с мастер-классами выезжают по округе.
Непростые плетения, узорчатые, с переходами очень похожи на историю Знаменки, где сплетены воедино десятки непростых историй и судеб. Казалось бы, небольшое село, но родина великих, причем не только голодранцев.