Первые упоминания о Большетроицком датируются в 1711 году, когда князь Меньшиков скупил эти земли и заселил их своими крестьянами. С 1928 по 1963 год село было районным центром, а затем вошло в Шебекинский район, ныне Шебекинский городской округ. В Большетроицкое проживает 2,1 тыс. человек. Село славится увлеченными людьми, преданными своей профессии.
В их числе Галина Забелина, 14 лет проработавшая в местной библиотеке и занимавшаяся летописью своего села. Она обнаружила, что Большетроицкое постоянно переходило от одного помещика к другому. Почти обо всех у местных остались истории, но каждого из помещиков люди вспоминают по-разному. Например, при Матюшкиных, которым земли перешли после князя Меньшикова, в Большетроицкой слободе работали мельницы, проходили ярмарки, село расцвело. А позже поместье досталось родственнику Матюшкиных – генералу Ермолову, участнику войны с Наполеоном.
После смерти Ермолова имение перешло помещику Добрынину. И его местные жители тоже запомнили как человека увлеченного. Он был страстным астрономом и основал здесь обсерваторию. Правда, впоследствии он продал имение и уехал в Ленинград. Телескоп, третий по мощности во всей России, тоже был продан. Говорят, что он до сих пор цел. Советскому Союзу Большетроицкое досталось развитым культурным селом.
«Мои родители рассказывали: всегда по выходным духовой оркестр играл в Большетроице. А в парке здесь гуляли. Когда райцентр был, у нас здесь 29 предприятий насчитывалось. Производство маслозавода шло за границу. Покупали японцы только большетроицкое сухое молоко в России, у нас. В селе была гостиница. А какая была сельскохозяйственная выставка! Это я помню очень хорошо», – рассказала Галина Забелина.
Большетроицкая районная больница – гордость села. Насчитывающее более чем вековую историю, медучреждение – это прежде всего специалисты, которые там работают. Нелли Зеликова за почти 60 лет трудового стажа успела побыть здесь и терапевтом, и рентгенологом, и завотделением, и начмедом. Сегодня она профпатолог.
«Эта больница построена нашими руками. Она государству ничего не стоила. Ее строили хозяйственным способом: долевые участия колхозов. Это было по инициативе главного врача… Участок очень большой, населения было много, и решили таким образом строить больницу. Невзирая, санитарочка ты либо ты конюх, либо ты водитель, либо ты врач, – прием провели, обход сделали и, пожалуйста, на стройку», – поделилась воспоминаниями Нелли Васильевна.
Это был настоящий медицинский городок. Жилье для медперсонала. Большая больница на 200 коек: хирургическое, терапевтическое, инфекционное, гинекологическое, туберкулезное, детское отделения и роддом. Часто работали круглосуточно. Бесплатные ночные дежурства тогда были добровольной обязанностью, а коллектив, несмотря ни на что, жил дружной, терпеливой сельской жизнью. Коллектив сплотило то, что все врачи жили в одном доме, на территории больницы, читает Лилия Михнева, 25 лет возглавлявшая Большетроицкую больницу.
«Если поступал какой-то больной, никто не смотрел, по терапии или по хирургии. Если нужно, сбегались все. Никто не говорил: моё время закончилось. Мы все там были», – рассказала Лилия Григорьевна.
В 90-е годы Большетроицкая больница получила второе рождение. Пять лет ее перестраивали и приводили в порядок, чтобы сегодня у местных жителей была возможность получать лечение в таких комфортных условиях.
«Большетроицкая районная больница на данный момент небольшая, обслуживаем мы порядка 10 тыс. населения. Сюда входит поликлиника, где у нас имеется шесть медицинских округов, один педиатр-консультант, невролог, акушер-гинеколог, окулист, хирург, имеется рентгеновские аппарат, УЗИ-комплекс, из стационаро-замещающих технологий терапевтическое отделение, койки сестринского ухода и дневной стационар», – рассказала главный врач Большетроицкой районной больницы Елена Кармалицкая.
15-летний Александр Гайворонский с друзьями своими собственными силами создал пятиэтажный дом. Ребята знают, как на практике применить то, что написано в учебнике. И тогда на первый взгляд скучная теория превращается в увлекательное занятие, а точнее, в шестиметровую постройку.
«В этом домике живут мои друзья, у каждого свой этаж. Каждый проводит на своем этаже свое время, мы приходим друг к другу в гости, общаемся, приносим настольные игры, в «Монополию» играем, – рассказал Александр Гайворонский.
Для воплощения своих технических идей Саша использует только свою фантазию. Чертежей не чертит, из интернета не копирует, всё держит в голове и зовет друзей на помощь. В строительстве задействованы почти все знакомые: материалы помогают собирать соседи.
С семи лет юный Кулибин начал создавать различные механизмы. Например, на основе велосипедной рамы сделал импровизированный трактор с педалями, тормозами и рычагами вместо руля. Сейчас на этой чудо-машине подросток катается редко, но достает из гаража по просьбе друзей, чтобы поднять им настроение.