Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Сельский порядок». О былом и нынешнем Стрелецкого

«Сельский порядок». О былом и нынешнем Стрелецкого

Красногвардейское село Стрелецкое – бывший город-крепость Усёрд, построенный по указу царя Михаила Федоровича в XVII веке. Выросло поселение на месте слияния рек Усёрд и Тихая Сосна. И именно отсюда брала начало еще одна (помимо Белгородской) оборонительная черта на южных рубежах страны – Изюмская. Все это – история. Сейчас село живет своей жизнью, но местные жители трепетно хранят легенды и факты о своем прошлом. Узнать о них можно в программе «Мира Белогорья» «Сельский порядок».

Монастырь, ушедший под воду

Есть у местных жителей одна легенда: о затонувшей обители. Говорят, на этой территории раньше стоял женский монастырь. И вот однажды во время непогоды – несколько дней лил дождь – он полностью ушел под воду. Позже здесь появился родник, который сохранился до сих пор.

«На этом месте нашли иконы Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая. После здесь всё благоустроили... Сюда мы всегда приходим в праздничные дни, чтобы в часовне совершить молебен. Люди приезжают, набирают воду, мы освещаем ее и радуемся», – говорит настоятель стрелецкого храма Всемилостивого Спаса протоиерей Павел Синюк.

Иконы, чудом появившиеся здесь, почитали, любили и берегли больше жизни. А когда в советское время повсеместно началось богоборчество, вокруг них стали происходить новые чудесные события. После революции издали указ, чтобы иконы разбирали и делали из них ульи для пчел. Столяру, которому нужно было это сделать, приснился сон, в котором он убивал своих родителей. После чего он отказался разрушать святыни. Прихожане храма спрятали их у себя дома, сохранили.

Отголоски войны

Возле стрелецкого храма расположился большой деревянный крест, а рядом – ров. Это горькие напоминания о годах Великой Отечественной войны. В 1943-м село оккупировали, вместе с собой немцы пригнали военнопленных.

«Был подвал, где колхоз хранил свеклу для скота. Он был перекрытый, немного утепленный от зимней стужи. Здесь, по некоторым данным, содержалось от 150 до 300 военнопленных. Они работали на расчистке снега, уборке урожая. На работу их гнали строем под автоматами», – вспоминает житель Стрелецкого Виктор Башкатов.

Пленные сами готовили себе еду, но под рукой из продуктов были только овощи: свекла да брюква. Селяне пытались им помочь: кто хлеб принесет, кто картофель. Но солдаты все равно умирали от голода. Погибших немцы сбрасывали в овраг. Потому сейчас это памятное место.

Музыкальный памятник

Долго после войны Стрелецкое оправлялось от ран. Невзгоды помогала переживать селянам русская песня. Местные вокалистки – хранительницы старинных песен. Их разговор и обороты речи – тоже своего род памятник истории и генетический код, который считывается сердцем.

«Знаете, когда бывает трудно, обязательно пою только русскую старинную песню… И слезы пронимают: поплачешь, и потом какое-то облегчение», – рассказывает участница стрелецкого народного фольклорного коллектива Наталья Торохова.

В далеком 1957 году благодаря этому искреннему исконно русскому пению тогда еще очень юные девушки попали на Всемирный московский фестиваль молодежи и студентов. Сначала выступили у себя в клубе, потом поехали покорять район – тогда еще не Красногвардейский, а Буденовский. Позже вышли на регион, затем – страну. Целый месяц они выступали на площадках фестиваля, представляя только что образовавшуюся Белгородскую область.

Селяне уже полвека с песней, но для напевов, живущих в душе народа столетиями, – это не срок. Как и четыре столетия для такого села: верующего, терпеливого, поющего.