Фото: Алла Григорьева
В переводе с древнегреческого слово «иконография» обозначает «описание образов». Однако речь идет не только о святых ликах, как можно было бы подумать. Относить термин «иконография» исключительно к христианскому искусству – ошибка. С точки зрения этой науки могут быть интерпретированы любые сюжеты: от античных до современных. По факту она представляет собой описание и систематизацию увиденного человеком, метод исследования произведений в изобразительном искусстве.
«Если мы говорим именно о христианской иконографии – это метод, который находится где-то между историей искусства и богословием… Она помогает нам задуматься о смысле того, что мы видим», – комментирует искусствовед Светлана Липатова.
В церковной практике, касающейся изобразительного искусства, установлены определенные каноны. Обычно под этим словом подразумевают ограничения, рамки, правила. Однако стоит сказать, что в иконографии канон воспринимается не так строго, как может показаться.
«Иконографический канон – это то, что позволяет нам правильно идентифицировать изображение. Это не какой-то один единственный шаблон, который как-то ограничивал художников. Нет. Это именно то, что позволяло безошибочно узнавать образы», – объясняет эксперт.
Рамки канона в церковном искусстве применялись, чтобы не допустить искажения вероучения. Что не мешало многим художникам проявлять свободу творчества – одна и та же сцена у разных творцов могла изображаться по-разному. Главное, чтобы образ был узнаваем и не было ни намека на ересь. Формулировки канона были достаточно расплывчатыми. Например, образ Иисуса Христа нужно изображать так, «чтобы показать сим образом совершившееся искупление мира». Каждый художник интерпретировал, а затем воплощал эту идею по-своему.
Главным источником образов для написания икон художникам служило Священное Писание. Но он не был единственным. Есть ряд сюжетов, праздников, которые изображены на многих иконах, но о которых ничего не сказано в Евангелии. Например, Рождество Пресвятой Богородицы. Стоит сказать, что о жизни Девы Марии не писали ни Лука, ни Матфей, ни Иоанн, ни Марк. Ее историю мы знаем исключительно благодаря апокрифическим источникам – неканоничным книгам.
«… Это так называемое Протоевангелие Иакова – рукопись, которая предположительно была создана во II веке. Она содержит сведения о детстве Богоматери: о ее благочестивых родителях, о том, как долго они ее ждали, как она росла – все то, что предшествовало Благовещению», – говорит Светлана Липатова.
Многие апокрифы впоследствии были запрещены церковью, но это не коснулось Протоевангелия Иакова – оно не искажает христианского вероучения и при этом помогает составить полную картину. Кроме того, этот источник разрешил многие споры – не зная подробностей из жизни Марии, люди раньше не считали ее Богородицей.
Еще больше интересного по теме – в лекции о христианской иконографии и каноне Светланы Липатовой. Смотрите выпуск проекта «Дайте знать».