В операции по освобождению Белгорода участвовало около 1000 самолётов. Новиков, Чуфистов, Смирнов - экипаж «пешки», поддерживающий освободителей нашего города: разведывал, охотился за железнодорожными эшелонами и бронетехникой фрицев.
В один из боевых вылетов место Чуфистова занял начальник оперативной разведки штаба дивизии майор Головков.
«Девятого августа на высоте 3500 метров в районе Русской Лозовой самолёт был атакован немецкими Мессершмиттами. В результате атак истребителей противника самолёт Пе-2 был сбит, экипаж покинул борт на парашютах. Смирнов получил тяжёлые ожоги и ранения, попал в госпиталь. Новиков, раненный в ногу, возвратился в часть. У майора Головкова парашют не раскрылся»
Радист Владимир Смирнов дойдёт до конца войны, на его победном кители будут сиять ордена Славы третьей степени, красной звезды, медали за боевые заслуги и оборону Москвы. Победное пике совершит и Геннадий Новиков.
Судьбу героического экипажа удалось проследить благодаря поисковикам. Осенью прошлого года они извлекли искорёженные части самолета Пе-2 с глубины пяти метров.
«После извлечения всех фрагментов самолёта нам стало ясно, что правый двигатель, скорее всего, был заклиненный. Потому что лопасти двигателя сохранились – они не вращались, они зашли в землю. Поэтому остались целыми. Левый двигатель работал. На одном двигателе самолёт как раз дотянул до нашей территории. Упал в районе Крутого Лога», – сообщил руководитель поисковой группы отряда благотворительного военно-патриотического фонда «Застава святого Ильи Муромца» Виталий Писанков.
По серийным номерам двигателя сотрудники Прохоровского музея запросили информацию в Центральном архиве Минобороны. Как поделился Виталий Писанков, два сердца машины, шасси и винт в хорошем состоянии. Мазут и глина сохранили для потомков эти фрагменты истории.
Дюралюминиевые части как былая тень машины с размахом крыльев в 17 с половиной метров и высотой полёта почти в девять километров. На таком расстоянии от земли, если говорить о дальней авиации, отмечает научный сотрудник музея, лётчикам требовалась особая экипировка.
Часть экспонатов передали в Белгородский музей-диораму. На площадке перед зданием уже четвёртого ноября откроют памятник знаменитому пикирующему бомбардировщику.
«Защитный купол будет выстроен вдоль нашей внешней площадки. Довольно большого размера фрагменты разбившегося самолёта, поэтому и размеры защитного купола будут довольно значительными. Его длина будет около 5,5 метров, высота где-то 1,5 метра, ширина 2,5. Он будет превосходить по своим масштабам настоящую кабину самолёта Пе-2 где-то в 2,5 раза, но полностью воспроизводить её внешний вид», – отметил старший научный сотрудник Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Максим Бирюков.
Новый объект станет частью внешнего экскурсионного маршрута. Для желающих узнать больше об истории региона и Курской битве, как отметила директор музея-диорамы Елена Чефонова, варианты разнообразны.
«Мы задействовали наши уличные локации, музейную площадь, парк. У нас разработаны исторические квесты, вариативные экскурсии, пешие маршруты», – сообщила директор Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Елена Чефонова.
Преодолев тяжесть потерь начала войны Советская авиация стала надёжной опорой для сухопутных войск. Но секрет победы в героизме лётчиков, которые, рискуя всем, обеспечили нашей армии господство в воздухе.