В музеях Белгородской области сохранилось немало предметов, которые принадлежали участникам Великой Отечественной войны и их родственникам. Каждый из них хранит свою историю. Нашим коллегам удалось связаться с ветераном войны Марией Рохлиной, которая сейчас живёт в Подольске. Она поделилась историей своих вещей, которые сейчас находятся в музее «Третье ратное поле России». Также съёмочная группа «Мира Белогорья» узнала, какие талисманы хранятся в музеях в Алексеевке и Красном.
«Красная шапочка» – так ласково называли боевые товарищи Марию Рохлину. Несмотря на жестокие фронтовые будни, всегда старалась оставаться женственной. Советских солдат от пуль защищали каски, а девушку, как она верила, берет красного цвета. Сейчас его хранят в прохоровском музее «Третье ратное поле России».
На фронт Мария попала 16-летней девочкой, первые тяготы испытала, когда работала санинструктором 95-й стрелковой дивизии, 5-й Гвардейской Армии. Несмотря на разрывы бомб, девушка на себе вытаскивала раненых из окопов. Переправляя через реку бойца при форсировании Днепра – сильно переохладилась и практически отморозила руки. Врач назначил ей нестандартную терапию – «пожизненное» вязание крючком.
«Мы заняли какое-то село, на окне в одном из частных домов я увидела моток красных ниток и крючок. Я взяла, научилась вязать и связала себе красный берет. Когда мы были в Умани, я лежала в окопе в этом красном берете босиком, потому что сапоги отдала в ремонт. Вдруг почувствовала, что потемнело и стало прохладнее. Открыла глаза, а вокруг окопа стоит всё дивизионное начальство. Командир дивизии, генерал Олейников вдруг спрашивает: «А что это ещё здесь за красная шапочка?», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Мария Рохлина.
Спустя много лет после войны благодаря этому прозвищу её находили солдаты, которым она спасла жизнь. Ещё одна вещь Марии, хранящаяся в музее – шкатулка с письмом от мужа. На фронте девушка познакомилась со старшим лейтенантом Иваном Рохлиным, там же и поженились.
Мама Марии занималась самодеятельностью, участвовала в концертах. Любовь к музыке привила и дочери. Ещё в школе девушка хотела научиться играть на аккордеоне. Эту мечту она пронесла через всю Великую Отечественную войну. 12 января 1945 года, во время ожесточённых боёв в Германии, один из разведчиков подарил ей желанный инструмент, захваченный в качестве трофея.
Спустя несколько лет она всё-таки освоила аккордеон. Правда, с возрастом начали болеть руки, поэтому вместе с мужем решили передать инструмент в музей. Также здесь можно увидеть её меховой кошелек, бусы, брошь, часы и своеобразную игольницу. Несмотря на то, что в боях под Прохоровкой Мария Рохлина участвовала недолго, жуткие воспоминания остались в памяти навсегда. Боевая, сильная, не по-женски мужественная женщина в сентябре этого года будет отмечать 99-летие. Почти век.
Столько лет и шкатулке, которая сейчас находится в Красненском краеведческом музее. Это свадебный подарок Матрёны Григорьевны Дёшиной. В ней она хранила самое драгоценное – фронтовые письма сына. Её Лёня ушёл на войну в 1943 году. О тяготах он не писал, часто присылал рисунки или стихи. Передавал наставления девятилетнему брату Толяше, в шутку называя его – «наш мужик».
«Такое небольшое четверостишие он сопроводил небольшим рисунком, где нарисовал пастушка и написал: «Где ты, где ты, мальчик босый, деревенский пастушок, что по этим дымным росам, что по этим кочкам шёл», – рассказала работница музея.
Дойти до Берлина Леониду было не суждено. С войны он не вернулся. Матрёна Григорьевна до последнего хранила все весточки в этой шкатулке, не продала её даже в «голодные годы». В 80-х передала письма в музей – для потомков, чтобы помнили.
Такие реликвии были во многих семьях. В подобном ларце Наталья Рябинина из Алексеевки бережёт документы, открытки и письма отца Якова Прокофьевича Токаря и деда Ивана Петровича Сосницкого. Оба прошли войну. А ещё среди бумаг крошечный рисунок – на нем девятнадцатилетняя мама Натальи.
«Рисовал дедушка мою маму. Он взял часть фотографии, по памяти нарисовал на войне и прислал ей домой», – поделилась Наталья Рябинина.
Художником не был, говорит Наталья, но там, на фронте, скучал по дому, и так выражал свою любовь к родным. Сейчас содержимое шкатулки, а также альбомы и награды, женщина периодически рассматривает со своими детьми и внуками.
У каждого свои воспоминания о Великой Отечественной войне, но для всех без сомнения это было время тяжелых испытаний. Тем удивительнее, что в жутких нечеловеческих условиях находили силы на творчество, ценили красоту, шутили, мечтали, любили. Наверное, поэтому и выстояли, как в песне: «За синий платочек или красную шапочку, карандашный набросок любимой дочери или весточку маме, за право просто жить и быть человеком».