В начале Великой Отечественной войны Иван Пыхтин, уроженец нынешнего Грайворонского округа, вступил в партизанский отряд. Вскоре он и сам его возглавил, потому что бывшее руководство фактически бросило группу и эвакуировалось вглубь страны.
Взять инициативу командования на себя Ивану помог богатый управленческий опыт в мирной жизни. В 1931-м он вступил в партию, накануне войны занимал должность председателя колхоза имени Ленина Грайворонского района.
Сила личности. Благодаря, в том числе этому качеству, наши предки сумели перемолоть безжалостную фашистскую машину. Многие бойцы переходили в партизанские отряды из народных ополчений. А ещё раньше создали «истребительные батальоны», состоявшие, как правило, из коммунистов и комсомольцев, которых подбирали военкоматы и НКВД. Движение партизан не было стихийным явлением, его формировали централизовано, по постановлению – от руководства партии до обкомов и райкомов.
«У нас про партизанские отряды собран отдельный фонд – 11-40. К нему, помимо описи, ещё прилагается и картотека. Здесь конкретно упоминается фамилия, имя, отчество того или иного участника партизанского движения на территории Белгородчины», – рассказал главный специалист отдела организации исполнения запросов Государственного архива новейшей истории Белгородской области Илья Мирошниченко.
В картотеке содержатся сведения и про отряд Ивана Пыхтина – «Шахтёрское племя». Под его руководством группа прошла славный путь. За три месяца партизаны уничтожили практически 100 гитлеровцев, это не считая выполнения других важнейших задач. Однако сделать больше, увы, не удалось. В январе 1942-го Ивана схватили. Как выяснилось позже, его выдал бывший командир формирования, переметнувшийся на сторону противника. Семье Ивана Пыхтина удалось скрыться, а его самого постигла страшная участь.
«Ивана Захаровича заставили босиком, в одном нижнем белье, ходить по снегу. Потом его рубили. И после этого, уже едва живого, его расстреляли», – добавил Илья Мирошниченко.
О подвигах Ивана Пыхтина спустя много лет сотрудники архива расскажут его дочери, которая видела отца лишь в раннем детстве.
«Она только с матерью общалась и знала только мать. И вот она пришла со слезами на глазах: «Ну найдите что-нибудь, поищите. Мне хочется узнать, потому что есть сведения, что он был командиром партизанского отряда и якобы погиб в Грайворонском районе от рук фашистов. И должны бы у вас сохраниться какие-то материалы», – рассказала начальник отдела использования и публикации документов Государственного архива новейшей истории Белгородской области Татьяна Цыбенко.
Найти сведения, признаются специалисты, даже не рассчитывали. И каково же было их удивление, когда в фотофонде совершенно случайно обнаружили снимок, датированный маем 1941 года. На нём Иван Пыхтин, его жена, старший сын и дочь. Как изображение оказалось в архиве – загадка.
«Я не спала всю ночь, не представляла, как отдам эту фотографию и какие чувства она будет испытывать. Ведь это же потрясение. Когда она на следующий день пришла, мы её немного подготовили и вынесли эту фотографию. Она была, конечно, изумлена. Она долго её рассматривала и целовала», – поделилась Татьяна Цыбенко.
Собирать по крупицам правду. Кто-то ставит это главной целью в жизни. Вероятно, чтобы заполнить пустоту из-за тоски по родной душе, или наоборот – во всеуслышание рассказать о своём герое как можно большему количеству людей. В любом случае воспоминания живы, пока жив человек их бережно хранящий. Пройдёт время – они превратятся во фрагменты истории и осядут в ячейках архивного фотофонда. И очень хочется, чтобы до этих ящиков и коробок однажды добрались и те, кто будет после нас.