Белгородцы в прямом эфире получили ответы на вопросы, связанные с телефонным мошенничеством. Делимся самыми важными и полезными советами.
О том, как «не попасться на удочку», рассказал начальник отдела по раскрытию хищений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска УМВД России по Белгородской области Александр Алексеенко.
– В ЯНВАРЕ ЭТОГО ГОДА ЧИСЛО ДЕЛ, ВОЗБУЖДЁННЫХ ПО СТАТЬЕ «МОШЕННИЧЕСТВО», ВЫРОСЛО В РЕГИОНЕ ПОЧТИ НА ТРЕТЬ. МОШЕННИКИ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ?
– В этом году мошеннические колл-центры раньше вышли с новогодних каникул. Только за январь этого года к нам обратилось 334 жителя региона с заявлениями о фактах краж и мошенничеств.
– КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ, СВОИХ БЛИЗКИХ, ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ ОТ МОШЕННИКОВ?
– В любом аспекте, связанном с финансами, нужно исключить спешку. Тщательно всё обдумывайте и проверяйте, не стесняйтесь советоваться с родными и близкими. Сами свяжитесь с родственником, который якобы попал в ДТП. Заведите отдельную банковскую карту для покупок в интернете, пополняйте её по необходимости и не держите на ней больших сумм.
– НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ РАЗГОВОРЕ С НЕЗНАКОМЫМ АБОНЕНТОМ?
– Чрезмерная настойчивость, а иногда и наглость. Мошенники стараются в кратчайшие сроки «накачать» собеседника информацией, не давая вставить слово или возразить.
Ещё один аспект – спешка. Мошенники ошарашивают. Например, «прямо сейчас с вашей карты снимают деньги, нужно действовать». Также они часто делают слишком хорошие предложения, такие как неестественно низкая цена или запредельно высокий доход.
– ЕСЛИ УЖЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ЗВОНИТ ЗЛОУМЫШЛЕННИК, КАК С НИМ СЕБЯ ВЕСТИ?
– Держать себя в руках и не оскорблять собеседника, иначе вам могут навредить. Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать мошенникам ни реквизиты своих карт, ни данные из документов и быстро завершить разговор.
– МОГУТ ЛИ ЛЮДЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗВОНИТЬ ИЗ БАНКОВ? ПО КАКИМ ВОПРОСАМ?
– Из банка могут позвонить, чтобы убедиться, вы ли совершаете несвойственную для вас операцию. Когда у банка возникают подозрения, операция может быть приостановлена на срок до двух дней. При проверке подозрительной операции сотрудник банка не будет узнавать конфиденциальную информацию, такую как данные паспорта, информацию с лицевой и оборотной сторон карты, СМС-коды.
Центробанк же не работает с физическими лицами как клиентами, не ведёт их счета, не звонит им, а сотрудники никогда не направляют никому копии своих документов. Также никаких «безопасных вкладов» или «встречных кредитов» для физлиц в ЦБ не существует, это мошеннические схемы.
– ЧТО ДЕЛАТЬ И КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ УЖЕ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ?
– Сообщить в банк, клиентом которого являетесь, о случившемся, по возможности указать реквизиты карты, на которую осуществлён перевод. Своевременное обращение может позволить заблокировать операцию и вернуть денежные средства. После необходимо обязательно обратиться в ближайшее отделение полиции.