За последний год в белгородских музеях, которых в области насчитывается около 40, побывало больше миллиона человек. Если сравнивать с общероссийской статистикой, а в прошлом году 82 миллиона россиян посетили музеи, то это неплохая цифра. Но можно ли говорить, что количество здесь означает качество, и судить по этому показателю об эффективности работы музейной сферы нашего региона? Съемочные группы "Мира Белогорья" отправились в музей. Но не на экскурсию. Мы спросили, сколько стоит приобщиться к культуре, подсчитали посетителей и пришли к выводу: под лежачий камень вода не течет. Без эффективной системы продвижения музейных услуг он так и останется пристанищем для случайных посетителей, которых можно сосчитать по пальцам.
В одном из домов в небольшом селе Великомихайловка Новооскольского района лично бывал сам Иосиф Сталин, легендарный нарком Ворошилов и Семен Буденный. Именно здесь в 1919 году Революционный военный совет принял решение о создании конной армии. Теперь здесь мемориальный музей. Вот только с тех пор, как революционная романтика большевизма перестала быть в тренде, посетители сюда заглядывают редко, скорее по старой памяти, движимые ностальгией по молодости. В среднем за месяц в музее первой конной бывает человек 300. Полупустые залы говорят сами за себя. Правда, в дни школьных каникул музей оживает и принимает организованные экскурсии. Дети посещают музей бесплатно. Билет для взрослых стоит 25 рублей и еще почти 10 тысяч рублей с августа в кассу музея принесли сувениры с символикой Великомихайловки. Этот музей – один из множества, где основные посетители – дети, система продвижения почти отсутствует, а бизнес-потенциал туристического сектора использован явно не полностью. И дело не только в материальной базе и музейной инфраструктуре...
Борисовский историко-краеведческий музей полтора года назад отметил новоселье. В месяц здесь принимают до 600 человек. Прибыль – порядка 20 тысяч ежемесячно. За одно посещение посетитель заплатит 30 рублей, 10 рублей – за дополнительную выставку, включенную в экскурсию. Школьникам и студентам местного училища вход бесплатный. Чтобы привлечь посетителей, борисовские музейщики не только устраивают множество выставок. По душе многим борисовцам пришлось летнее нововведение, когда один, а то и два раза в неделю сотрудники музея закрывали двери на два часа позже, работая до 21:00. Еще один способ напомнить землякам дорогу в музей – предложить им самим стать соавторами музейной экспозиции.
– Будем открывать выставку елочной игрушки, летом у нас действовала выставка старой советской игрушки. Мы также привлекаем к участию в выставках жителей нашего района – обращаемся к ним через средства массовой информации и нашу районную газету "Призыв". Можно приносить экспонаты из дома, какие-то старые предметы, которые людям, безусловно, дороги. По окончании выставки такие экспонаты возвращаются владельцам, но я думаю, что им очень приятно прийти в музей всей семьей и увидеть дорогой их сердцу предмет. Тем более что его смогут увидеть и многие другие люди, – рассказала Диана Новицкая, научный сотрудник Борисовского историко-краеведческого музея.
Посмотрим на музейное дело с точки зрения его грамотного продвижения. Единицами продаж здесь могут служить лекции, беседы, тематические занятия, музейные уроки, вечера-портреты и выездные экскурсии. Все это предлагает и Валуйский историко-художественный музей. Формы работы с посетителями конвертируются не обязательно в чистую прибыль, но обязательно в интерес к родному краю. Именно он и служит единицей измерения эффективности работы музеев. Но прибыль и число посетителей – тоже неплохой показатель.
К примеру, директор Валуйского историко-художественного музея Марина Войцеховская отмечает, что с каждым годом посетителей становится все больше и больше. "Если брать последние три года, то наш музей посетило более 60 тысяч человек. У нас есть такая форма работы, как оказание платных услуг. При плане 95 тысяч рублей, в этом году мы уже заработали 101 тысячу", – отметила она.
В Белгородском литературном музее о таком доходе могут только мечтать. За последние три месяца здесь заработали около 7 тысяч рублей. По словам директора, эту сумму можно было бы увеличить за счет дополнительных услуг.
– Мы бы хотели предлагать в нашем музее книги наших белгородских писателей. Посетители, особенно туристы, или просто люди, которые интересуются литературой, говорят, что купили бы книги белгородских авторов, но не могут это сделать. Мы хотим еще и таким образом заинтересовывать наших посетителей, – поделилась Инна Климова, директор Белгородского литературного музея.
В следующем году литературный музей планирует создать свою страничку в социальных сетях.
Белгородский государственный историко-краеведческий музей тоже шагает в ногу со временем. И это лишний стимул заглянуть сюда и консервативным взрослым и продвинутой детворе. Основной акцент здесь сделали на использование экспонатов в интерактивном режиме. Для этого в музее установили сенсорные киоски, с их помощью можно увидеть те предметы, которые не выставлены в зале. Музейные работники активно используют и современные информационные и маркетинговые технологии выходят за пределы собственного здания в мир Интернета, создают "виртуальные двойники музея" – уже сейчас на сайте можно совершить экскурсию по его залам. Но, как показал опыт, самым успешным проектом стала "Ночь музеев": за одни сутки историко-краеведческий принял 3,5 тысячи посетителей.
Директор Белгородского историко-краеведческого музея Вера Романенко рассказала, что взрослая аудитория в музее все же редкость. Возможно, проблема заключается в том, что в 7 часов вечера, когда музей закрывает свои двери, основная часть белгородцев как раз заканчивает работу, а желание сходить на выставку в выходной день появляется не у многих.
К слову, по инициативе Министерства культуры России со следующего года все федеральные музеи не менее раза в неделю будут работать до 20:00.
Согласно опросу, проведенному на нашем сайте, лишь немногим больше половины пользователей признают деятельность музеев эффективной. Остальные или вообще не ходят в музеи, или недовольны их работой. А значит, у музейных работников есть еще и неиспользованные резервы и аудитория, которую только предстоит завоевать.