«PROдвижение» – совместный детский проект радио «Мира Белогорья» и управления ГИБДД Белгородской области. Юные Захар и Соня, а также взрослый и опытный радиоведущий Владимир Петрович Марков каждую неделю рассказывают о правилах безопасности на дороге. Интересно будет и взрослым и детям. В новом выпуске рассказываем о снегоходах.
Снегоход – транспортное средство для передвижения по снегу и льду. Конструктивно снегоход – это тот же мотоцикл, только вместо колёс гусеницы и лыжи. У большинства современных снегоходов одна гусеница сзади и пара управляемых лыж впереди.
Первое упоминание о снегоходе появилось в 1916 году, именно тогда в США был выдан первый патент на изобретение транспортного средства, у которого спереди были лыжи, а сзади гусеница. Однако патент был выдан, а производство этих машин так и не началось. В то время многие для передвижения по снегу просто снимали передние колёса со своих автомобилей и приделывали на их место лыжи. Сейчас, глядя на современный снегоход, вы поймёте, что ничего общего с изобретениями прошлого он не имеет.
У снегохода главное – гусеница. Она и придаёт ему эксклюзивность. Гусеницы появились в конце 1920-х годов в Канаде. Придумал это изобретение бизнесмен из Квебека Жозеф-Арманд Бомбардье. Он фактически и стал основателем ныне всемирно известной компании Bombardier. Реализовать свою идею на практике ему удалось только в 1937 году. Начиная с этого года, Бомбардье начинает выпускать первый в мире снегоход под названием В-7.
Снегоходы делятся на несколько групп: утилитарные (или тяговые); туристические; спортивные и кроссоверы; горные.
Утилитарные снегоходы (вайдтрак) предназначены для перевозки грузов и имеют высокую проходимость. Это мощные и надежные машины с широкими и длинными гусеницами.
Туристические – тоже мощные, более скоростные. На первом месте комфорт, необходимый для дальних поездок, и проходимость.
Спортивные – скорость, малый вес машины, минимум комфорта. Оснащаются очень мощным двигателем, энергоёмкой подвеской, узкими и короткими гусеницами. Проходимость не приоритет.
Горные снегоходы похожи на спортивные, с мощным двигателем, имеют тоже узкую, но гораздо более длинную гусеницу (до 4 метров).
Распределение массы идёт на переднюю часть. Очень манёвренные за счёт малого веса.
Снегоход не очень устойчив, поэтому даже в случае небольшого препятствия может опрокинуться и выбросить седоков. Массы снегохода достаточно для причинения человеку тяжёлых травм, вплоть до гибели.
При движении поперёк склона снегоход наклоняется в сторону склона. При опрокидывании седоки падают вниз по склону, и снегоход может придавить их. При попытке заехать в очень крутой подъём есть риск, что снегоход опрокинется назад.
Не следует двигаться по слабому льду, особенно, в начале и в конце зимы, а также в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Причиной значительной части летальных исходов является большая скорость. Некоторые современные спортивные снегоходы могут разгоняться до 200 км/ч. Даже при 80-100 км/ч аппарат практически неуправляем: резкое торможение или поворот приводят к опрокидыванию. Безопасной является скорость не более 20-30 км/ч.
О правилах безопасности при перемещении на снегоходе рассказал майор полиции Владимир Дубинин.