«PROдвижение» – совместный детский проект радио «Мира Белогорья» и управления ГИБДД Белгородской области. Юные Захар и Соня, а также взрослый и опытный радиоведущий Владимир Петрович Марков каждую неделю рассказывают о безопасности на дороге. Третий выпуск посвящён велосипеду.
Модель двухколёсной тележки придумал в Германии в 1817 году лесник Дрейз. Её назвали «бегунком Дрейза». Его машина была деревянная, имела два равных по высоте колеса и седло между ними. Но цепной передачи ещё не было, и передвигались на ней, отталкиваясь ногами от земли. Это было очень неудобно, а седло трясло. Так и назвали его – костотряс.
Велосипед впервые в своих чертежах нарисовал великий изобретатель и художник Леонардо да Винчи. Но об этом рисунке люди узнали лишь в конце XIX века. Первый велосипед с педалями и рулём был построен в России крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым. Именно на нём первый велосипедист прикатил от Верхотурья на Урале в Москву.
Велосипед с латинского языка переводится как «быстроног». Велосипеды с большим передним колесом с 1870 года называли пауками. К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше. Как правило, из-за таких колёс увеличивалась максимальная скорость передвижения, и достигала почти 30 км/час, но езда на таком «пауке» была совершенно небезопасна – из-за малейшей кочки можно было перевернуться, а большая высота способствовала большим травмам.
В Екатеринбурге на улице Вайнера установлен памятник изобретателю велосипеда. Уральский крепостной кузнец Ефим Артамонов сконструировал первый в мире велосипед c педальным приводом и доехал на нём в 1801 году из Екатеринбурга в Москву.
Наиболее распространены двухколёсные велосипеды, но существуют также конструкции с тремя и более колёсами. Стал использоваться как средство передвижения ещё до широкого распространения городского общественного транспорта, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев. Также популярен среди туристов и в спортивных целях.
Существует велосипед-тандем. Он предназначен для нескольких человек, сидящих один за другим. Типичный тандем представляет собой велосипед с одной рамой и двумя колёсами, но каждый человек имеет свой собственный руль, седло и свои педали. Тандем двухместный, как правило, около 240 см в длину и весит около 15–20 кг.
Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства как велосипедных рам, так и других частей велосипедов (шайб, подшипников, зубчатых колёс), затем использовались в производстве автомобилей и самолётов. Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века (например, «Шкода», «Опель»), начинали как велосипедные. Начинали как производители велосипедов также братья Райт.
Общества велосипедистов добивались улучшения качества дорог. Примером такой организации является Лига американских любителей колёсного транспорта (League of American Wheelmen), в конце XIX века в США возглавлявшая и финансировавшая «Движение за хорошие дороги» (Good Roads Movement). Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилей.
Велосипеды сыграли также свою роль в эмансипации женщин. Так, благодаря им в 1890-х в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели беспрецедентную мобильность.
Если на велосипеде ты поехал по дороге,
Едь поближе к середине и по встречной полосе.
И, конечно, засигналят все восторженно шофёры,
И хвалить тебя все будут и родителей твоих.
Помаши машинам ручкой, широко всем улыбаясь.
Соверши манёвр весёлый, неожиданный для всех.
И заслуженной наградой для такой хорошей шутки
Будет автомобилистов истеричный громкий смех.
Ну а кто плетётся справа, тех никто не замечает.
Ты о правилах не думай, потому что ты — герой!
Гордый ты приедешь в гипсе, храбро руль в руке сжимая,
С кучею металлолома победителем домой.
Посмеялись мы на славу, но всерьёз хочу сказать:
Нужно свод дорожных правил непременно исполнять.