Музыка регги стала популярной в мире в конце 60-х. Историю и тенденции стиля, авторский взгляд и примеры из мировой музыкальной истории радиоведущий Владимир Марков представляет в новом выпуске программы «Там, на виниловых дорожках. Перезагрузка» вместе с белгородским музыкантом Романом Шатерниковым и коллекционером винила Александром Сергеевым.
Музыка регги известна во всем мире в первую очередь благодаря ямайскому музыканту Бобу Марли. ЮНЕСКО даже включила регги в список шедевров культурного наследия. Этот стиль насколько проник в мировую рок- и поп-культуру, что пройти мимо него не смог, пожалуй, никто из известных исполнителей.
U-Roy был ямайским вокалистом и пионером жанра тостинга, немало повлиявшего на становление хип-хопа. Тостинг – произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем.
«Это всё появилось на Ямайке, когда был свободный микрофон, любой человек мог подойти и начитать что-то свое наболевшее и накипевшее», – пояснил Александр Сергеев.
Изначально саундсистемы собирали, потому что их нельзя было купить. Благодаря им устраивались дискотеки. Такую традицию ямайцы привнесли в Америку и Англию. Сейчас это делается как дань культуре.
Black Uhuru – ямайский музыкальный коллектив, относящийся ко второй волне root-рэгги. Аранжировки и мелодические обороты этой музыки можно услышать у западных исполнителей. Например, подобные мотивы угадываются даже в песне All That She Wants известного шведского коллектива Ace of Base. А группа Black Uhuru выпускает свою музыку и сегодня.
«Для рэгги и более позднего дансхолла роль звукорежиссера и саундпродюссера очень важна, потому что там музыку ищут и покупают по лейблам, а лейбл делает свой фирменный, узнаваемый звук», – рассказал Роман Шатерников.
Линтон Квеси Джонсон – ямайский музыкант. Он родился на Ямайке в 1952-м, а в 1963-м уже переехал в Лондон. Линтон Квеси Джонсон очень интересно подавал свои стихи. К слову, мотивы одной из его песен отчетливо слышны в саундтреке к фильму Эмира Кустурицы «Аризонская мечта», который исполнил Игги Поп.
«Больше 10 лет я наблюдаю за этим стилем. Всё больше людей начинают слушать такую музыку, интересуются, танцуют, веселятся под нее, делают передачи на радиостанциях. Можно сказать, начинается вторая волна регги», – сказал Роман Шатерников.