Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Жизнь замечательных людей». Братья Костенко

«Жизнь замечательных людей». Братья Костенко

Трое братьев Костенко – Владимир, Василий и Михаил – это три судьбы, в которых отразился весь ХХ век, с триумфами науки и техники, драматическими коллизиями истории.

Братья Костенко родились в дворянской интеллигентной семье земского врача и учительницы в Вейделевке. Позже переехали в Белгород. После обучения в гимназии старший Владимир блестяще окончил курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I. Он получил золотую медаль, а фамилию Костенко занесли на мраморную доску. В это время началась Русско-японская война, и молодого инженера отправили на достройку броненосца «Орёл», а затем вместе с кораблём на Тихий океан. В мае 1905-го началось Цусимское сражение: русские корабли загорались и тонули, а броненосец, на котором Костенко установил систему быстрого выравнивания крена, держался на воде с десятками пробоин.

В 1909-м Владимир оказался по долгу службы в Великобритании, знакомился с моделями строившихся трансокеанских лайнеров «Олимпик» и «Титаник». При этом Костенко заметил существенный недостаток в конструктиве – ослабление системы непотопляемости. Он попытался обратить на это внимание директора компании. Но замечание российского инженера сочли некорректным.

Михаил Костенко поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но уже через год перешёл в электротехнический институт. В 1910-м его исключили за участие в студенческих волнениях и выслали на три года в Пермскую губернию. Институт Михаил окончил уже после революции и занялся преподавательской и научной работой. В начале 1920-х его командировали в Англию. Там молодой учёный вместе с Петром Капицей, позже ставшим лауреатом Нобелевской премии по физике, разработал конструкцию первого в мире импульсного генератора.

Успех Михаила оценили и избрали доцентом кафедры электрических машин. В это же время он создавал мощные турбогенераторы для первых советских гидроэлектростанций. В 1922-м Костенко был командирован в Великобританию. Англичане не хотели раскрывать принципы действия одной из электромашин. Тогда Михаил попросил жену незаметно замерить габариты агрегата с помощью булавки на подоле платья. Зная размеры и имея одну фотографию, он сумел вычислить рабочие параметры машины. После Великой Отечественной войны Костенко был уже признанным учёным, академиком и руководителем проектов электросистем Волжского каскада ГЭС.

Василий Костенко, окончив с отличием Санкт-Петербургский технологический институт, вместе со старшим братом работал в судостроении. В 1928-м был ложно обвинён в преднамеренном вредительстве и выслан в Карелию. Вернувшись в 1937-м, он продолжил работать по специальности. Но война нарушила все планы. В 1942-м Василий Костенко умер от голода в блокадном Ленинграде.